МААМ-картинки

Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционных форм изодеятельности с детьми дошкольного возраста

Валентина Былинина
Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционных форм изодеятельности с детьми дошкольного возраста

Цель моей работы по выбранной теме - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства.

Задачи, поставленные мной при работе по выбранной теме:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по сенсорному развитию.

- Определить уровни развития сенсорных эталонов детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Публикация «Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционных форм изодеятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

- Выявить условия развития сенсорных эталонов детей раннего и младшего дошкольного возраста.

«Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное воспитание развивает зрительное, слуховое, тактильное, кинетическое, кинестетическое и другие виды восприятий.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.

Развитие сенсорных способностей у детей является одним из главных аспектов их полноценного развития. Особенно важно уделять внимание сенсорике в раннем и младшем дошкольном возрасте. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др.

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности.

Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию.

В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами - для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон - значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

На начальном этапе работы мной была проведена диагностика сенсорного развития детей. Были предложены следующие задания:

Сгруппировать предметы по цветам (красные, желтые, синие и зелёные кубики).

Сложить трёхсоставную матрешку.

Вставить фигуры в прорези.

Сложить пирамидку из убывающих по величине колец.

В процессе наблюдения за выполнением указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей.

Дети с высоким уровнем сенсорного развития быстро идут на контакт, встречают предложенные задания с интересом. Самостоятельно выполняют задания. Если допускают ошибки, то тут же замечают их и самостоятельно исправляют.

Дети со средним уровнем сенсорного развития в целом проявляют заинтересованность при выполнении задания. Самостоятельно выполняют 2-3 задания. Допущенные ошибки, как правило, устраняют с помощью взрослого.

Дети с низким уровнем сенсорного развития вступают в контакт не сразу, к заданиям часто безразличны. Не замечают и не устраняют допущенные ошибки.

Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста будет эффективным при реализации следующих педагогических условий: 1) использование дидактических игр; 2) создание развивающей среды; 3) участие родителей в проводимых с детьми занятиях.

Остановимся подробнее на таком условии, как создание развивающей среды.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура, овладевает пространственными отношениями; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества и т. д.

Разумеется, в условиях самостоятельной деятельности детей развивающей среды еще недостаточно для полноценного развития ребенка. В педагогическом процессе самостоятельная деятельность ребенка обязательно сочетается со специально организованными занятиями. Занятия и самостоятельная (нерегламентированная взрослым) деятельность детей - это две основные формы обучения дошкольника в детском саду. При этом организация занятий обеспечивается соответствующими образовательными программами и технологиями, а также определенными способами и средствами взаимодействия взрослого с ребенком (характером взаимодействия педагога с детьми).

Развитию сенсорных навыков способствует изобразительная деятельность вовремя специально организованных занятий педагога с детьми. В процессе изобразительной деятельности происходит знакомство с цветом, формой, положением в пространстве. В своей работе регулярно провожу занятия по изобразительной деятельности.

Считаю необходимым обратить внимание на важность участия родителей в сенсорном развитии своих детей. Организация сенсорного воспитания детей невозможно без активного участия родителей.

Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего и младшего дошкольного возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где нередко с ребёнком занимаются несколько человек. Их действия должны быть согласованны, а требования постоянными.

Для усвоения сенсорных способностей родителям ребенка немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:

1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;

2) игры с прятаньем и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение;

3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;

4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета;

5) занятия с разнообразными материалами.

В процессе общения с родителями происходит передача ребенку раннего и младшего дошкольного возраста общественно выработанных способов употребления предметов, овладение орудийными и соотносящими действиями.

Для информирования родителей о сенсорном развитии ребенка можно разместить специальную памятку.

Заключение

Ранний и младший дошкольный возраст - очень важный период в развитии ребёнка, период ознакомления с окружающей действительностью. Необходимо дать ребёнку возможность получить как можно более разнообразный и полезный сенсорный опыт.

От уровня сенсорного развития ребёнка в дальнейшем зависит его умственное развитие. В раннем и младшем школьном возрасте наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление.

Актуальной остаётся дальнейшая разработка методик для выявления и оценки уровня сенсорного развития. Поскольку, зная уровень сенсорного восприятия, можно разработать программу для создания условий сенсорного развития. И тем самым способствовать успешному развитию ребенка.

Список литературы

Баженова О. В. Консультация (младшая группа) на тему: " Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста" [Электронный ресурс]. URL :https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/09/13/razvitie-sensornyh-sposobnostey-detey-rannego-vozrasta .

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Программа, конспекты занятий [Текст]. – М. : Учитель, 2014. – 80 с.

Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие [Текст]. – М. : Сфера, 2012. – 64 с.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционных форм изодеятельности с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 17 ноября 2022 в 16:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД