МААМ-картинки

Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества

Людмила Гусак
Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества

Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по развитию социально-эмоциональной сферы дошкольников.

Но наше настоящее время вносит свои коррективы в процесс развития эмоциональной сферы ребенка. Не последнее место в этом процессе занимает активная компьютеризация нашей жизни. Вместе с положительными сторонами компьютерные технологии способствуют замещению непосредственного общения людей виртуальным. Наш язык утрачиваетсвою эмоциональность, его заполняют иностранные слова, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, язык которых лишен эмоциональной окраски и образности.

Публикация «Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества» размещена в разделах

Поэтому сегодня крайне актуальны и постоянно напрашиваются вопросы: «Как же развивать эмоциональную сферу дошкольников? Какими методами, средствами и технологиями вооружится педагогу?»

Думаю, что одним из наиболее эффективныхи доступных средств развития социально-эмоциональной сферы у детей является устное народное творчество нашего народа, дошедшее до нас из глубины веков. Я считаю, что через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней

В своей работе я широко использую устное народное творчество в развитии социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Своей основной задачей я считаю развитие эмоциональной речи детей, становление их самосознания, развитие умения управлять своими чувствами, привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге.

Я обращаюсь к разным фольклорным жанрам: былинам и легендам («Добрыня и Змей», «Донская сказка», «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Балбешка», «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич» и др., сказкам («Колобок», «Рукавичка», «Крылатый, мохнатый да масляный», выразительный язык которых изобилует меткими, остроумными эпитетами, с помощью которых дается характеристика образа, выражается отношение к нему: «молодец-удалец», «котишка-мурлышка, серый лобишко», «коза-дереза» и другие.

Сказки являются для ребенка учителем и толкователем нравственных законов. Именно с помощью сказки дети усваивают первые правила взаимоотношений людей и поведения в обществе. Их фантастический сказочный мир, наполненный чудесами и волшебством, всегда привлекает детей. Завораживающий сказочный сюжет помогает детям легко усваивать сложные понятия долга, чести, совести.

. Очень активно я использую в работе с детьми и малые фольклорные формы –частушки, потешки:

- с игровым началом: «Ладушки», «Идет коза рогатая…», «Сорока, сорока….», «Пальчик, пальчик…», «Чики, чики, чикалочки…»;

- составленные в диалогической форме, например: «Ваня, Ванечка, куда ходил? - В лесочек. – Что видел? - Пенечек.»

- пословицы: содержащие иронию и насмешку: «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да бабушка» или «Люди с базара, а Назар на базар»; поучительные: «Играй, да дело знай», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и др.

Ещё один вид малых форм словесного народного творчества - загадки. Они – настоящий кладезь народной мудрости, наблюдательности, смекалки. Я учу детей не только отгадывать загадки, но и обучаю их самым простым приемам составления загадок: нахождению и указанию на основные признаки, характеризующие предмет. Например «Шапочка да ножка- вот и весь Ермошка» (гриб). Или учу выделять некоторые признаки, одинаковые для различных предметов или явлений; на основании сходства этих предметов надо найти разгадку: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь» (репа).

Для полноценного использования устного народного творчества в работе с детьми в группе имеется книжный уголок, где собрана разнообразная детская литература. Чтобы работа была систематичной, я разработала перспективное планирование тематических занятий по ознакомлению детей с народным творчеством; в группе есть картотеки «Народных подвижных игр», «Словесных игр», альбомы песенок, потешек, прибауток и колыбельных, которые, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром.

Помимо этого, в группе имеются большое количество иллюстративного материала по данной теме, различные виды театра,

часть которых изготовлены своими руками. По моему мнению, использование элементов кукольного театра при чтении сказок, общение персонажа сказки с детьми вызывают у них особый всплеск эмоций.

От лица героя проигрываются сложные ситуации, решаются проблемы.

Поэтому я считаю, что театрально-игровая деятельность- это самый верный и короткий путь к сердцу и разуму ребенка, и что с ее помощью значительно проще привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми, раскрепощаться как актеру.

Со старшими дошкольниками я часто провожу игры со сказками на новый лад. Например, хорошо всем знакомая сказка «Теремок» может иметь несколько иное содержание, которое направлено на привитие таких качеств, как вежливость, аккуратность, опрятность, уважение к еде. Воспитывает у детей навыки культурного поведения.

Сказка «Репка» - это сказка в стихотворной форме, написанная современным языком.,

психологические сказки («Добрый колобок»)

Помимо этого я провожу с детьми занятия, где они знакомятся с предметами старины, народными традициями,

изготавливают игрушки своими руками

и проявляют себя в художественном творчестве.

Регулярно организую с дошкольниками экскурсии в наши мини-музеи: «Народной игрушки»,

«Русскую горницу»,

. со старшими дошкольниками мы посещаем музей «Путевой дворец»

и детскую библиотеку, где проходят тематические занятия, на которых дети получают массу положительных эмоций.

Ну, и, конечно, не обходимся мы и без проведения традиционныхпраздников («Масленица»,

«Осенины» и др., которые помогают детям творчески самовыражаться.

Считаю, что всякий праздник- это дополнительный всплеск положительных эмоций, которые дети получают в ходе его проведения.

В. А Сухомлинского считал, что: «Эмоциональный фактор- единственное мощное средство, развивающее ум ребенка, обучающее его и сохраняющее детство».

Работу по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста я провожу в тесном контакте с родителями в различных формах: консультации: «Народная игра как средство духовно-нравственного воспитания»; беседы: «Роль устного народного творчества в жизни дошкольников», род. собрания:«Формирование образа семьи у старших дошкольников»; совместное разучивание произведений устного народного творчества, драматизация русских народных сказок, утренники, анкетирование.

Думаю, что приобщатьребенка к русской народной культуре следует начинать с раннего детства и продолжать в школе.

В своей дальнейшей работе я буду стараться использовать все виды и формы устного народного творчества, потому что это уникальное средство для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.

Закончить мое сегодняшнее выступление хотелось бы словами К. И. Чуковского:«Детские литературные произведения воспитывают в человеке человечность- эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою!»

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Произведения устного народного творчества имеют огромное значение для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста. Фольклорные.

Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Консультация для родителей: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по – новому взглянуть на пути ознакомления дошкольников с народным.

Нравственное воспитание детей 5-го года жизни средствами устного народного творчества Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. В основном.

Обобщение педагогического опыта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Обоснование актуальности и перспективности опыта. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает.

Развитие речи детей дошкольного возраста, по средствам устного народного творчества Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Елизавета Ивановна Тихеева. Аннотация: в работе описывается.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами изодеятельности Задержка психического развития относится к разряду временных отклонений в психическом развитии. При задержке психического развития отмечается.

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра Ульяновск 2017 Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для детей нашего столетия, то проблема эмоционального.

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество Развитие речи в старшем дошкольном возрасте как задача дошкольного образования. Речь - это сложная система знаков, позволяющая обозначить.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей группы раннего возраста Детство-это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение-первое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества
Опубликовано: 10 ноября 2018 в 14:48
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД