Папки-передвижки

Обобщение педагогического опыта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Наталья Сероглазова
Обобщение педагогического опыта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.

Публикация «Обобщение педагогического опыта „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты».

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить —

овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речи. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят.

Речь детей становится более выразительной, грамотной. При знакомстве с малыми фольклорными формами дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки, причем, в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от разгадывания загадок, рассказывания пословиц, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Работая над данной проблемой, я поставила перед собой следующую цель:

- развитие речи детей посредством устного народного творчества.

Для реализации намеченной цели, мною были определены следующие задачи:

- расширять, обогащать и активизировать словарь;

- формировать правильную разговорную речь;

- приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности;

- воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Теоретическая база опыта.

В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р. И., Сакулиной Н. П., Тихеевой Е. И., Ушинского К. Д. Флериной Е. А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка как в целом, так и совершенствования связной речи.

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским проблемам. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи. Но еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К. Д. Ушинский.

А. М. Горький писал о том, что в фольклоре, как и в языке, сказывается «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что «гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой».

Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он отражает и те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни, и те, которые сопутствовали условиям подневольного труда в классовом обществе.

Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина также считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Они писали: «Загадки, пословицы, поговорки - образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.

Г. Н. Волков выделяет наиболее характерные особенности сказок: народность (сказки отражают жизнь народа, особенности его мировидения, а также культивируют их формирование у детей); оптимизм (сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом); увлекательность сюжета (сложность схемы событий, внешних столкновений и борьбы); образность (главный герой обычно отражает основные черты народного характера: отвагу, трудолюбие, остроумие и т. п.); забавность (тонкий и точный юмор); дидактизм (сказки всех народов поучительны и назидательны).

Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. Моя работа по данному направлению строится на основе учебно методических пособий:

- Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. М, 1995.

- Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

- Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // дошкольное воспитание, - 1991. - №9.- с. 16-20.

- Жизнь и научно педагогическая деятельность Е. А. Флериной // Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961.

-Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-метод. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Детство-Пресс,2000.

-Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Свою работу по развитию речи детей дошкольного возраста строю на следующих принципах:

• Систематичности и последовательности (материал подобран по мере усложнения, в определенном порядке, системе).

• Доступности (объём заданий соответствует возрасту детей).

• Наглядности (видеоматериалы, сюжетные картинки, рассматривание иллюстраций).

К методам и формам речевого воспитания относятся:

• Словесный метод: групповые беседы, разучивание произведений устного народного творчества

• Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, серий сюжетных картинок, схематичные картинки, условно-наглядные схемы.

• Практический метод: игра, упражнения, театрализованные игры, дидактические игры, совместное рисование, аппликация, художественный труд.

Для того, чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективное планирование, включающую в себя разнообразные формы работы с детьми.

К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами, организация пространства общения, не дисциплинарные формы.

В процессе работы в группе мною совместно с родителями был создан центр литературы. Различные виды кукольного театра: (настольный, пальчиковый, на фланелеграфе). При помощи театральных атрибутов дети имеют возможность разыгрывать знакомые, небольшие по содержанию, сказки.

Если в младшей группе дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, в средней группе использовать игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, то уже в старшей и подготовительной группах возможна самостоятельная деятельность использования всех видов фольклора.

При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителя, тем больше успехов у ребенка.

Были проведены консультации для родителей: «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей», «Роль родителей в развитии речи ребёнка», «Театрализованная деятельность в детском саду».

Анализ результативности.

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Моя работа показала, что предложенный художественный материал понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок.

Дети с большим удовольствием откликаются на предложение выполнить рисунок к потешке, сказке, исполнить частушку, закличку, народную песню.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

- у детей увеличился словарный запас;

- повысилась общая звуковая культура речи;

- улучшилась связная речь.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Анализ результатов моей работы до и после ее завершения свидетельствует об эффективности выбранного мной комплекса методов и приемов.

Я убеждена, что, если организовать систематическую работу с дошкольниками, различные формы фольклора станут доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование различных форм фольклора в речевом развитии детей вполне себя оправдало.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Основная проблема, которая встает перед нами – это то, что дети не знают культуры своего народа, не знакомы с устным творчеством. Все это заключается в том, что дети испытывают "дефицит общения", задерживается возрастное развитие речи, дети не могут поддержать беседу, не могут дать ответ на некоторые вопросы. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в помощи по развитию речи, обогащению словарного запаса.

Анкетирование родителей детей, которые посещают нашу группу, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как приобщить детей к народной культуре, как познакомить детей с фольклорными жанрами.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества перенимается педагогами МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 7» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города. Конспекты занятий по развитию речи, конспект открытого просмотра «В гостях у ежика», представление педагогического опыта размещены на международном образовательном портале maam.ru в моем личном блоге, а также на сайте детского сада, и могут быть использованы в своей работе воспитателями.

Публикации по теме:

Влияние устного народного творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста». Актуальность.

Влияние устного народного творчества на развитие речи младшего дошкольного возраста «Влияние устного народного творчества на развитие речи младшего дошкольного возраста» Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей.

Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Консультация для родителей: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по – новому взглянуть на пути ознакомления дошкольников с народным.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Самообразование. Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Цель работы: Объединение усилий педагогов и родителей.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» Источники самообразования: методическая литература. Форма самообразования: индивидуальная. Срок реализации: 1 год. Предоставление материала:.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» 1 слайдНа сегодняшний день тема «Влияние фольклора на развитие речи детей» очень актуальна. В то время, как развивается наука, народный.

План работы по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Воспитатель: Капаева.

Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Колокольчик» город Когалым План работы по самообразованию.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 летВлияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 июля 2018 в 10:22
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД