Алена Алемасова
Влияние устного народного творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование по теме:
«Влияние устного народного творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».
Актуальность.
Актуальность темы, над которой я работаю, неоспорима
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и талант. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность речи, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Публикация «Влияние устного народного творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Народная культура, фольклор
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются малые фольклорные жанры (загадки, потешки, считалки, колыбельные песенки, пестушки). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму родного языка.
Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме. Пальчиковые игры в развитии мелкой моторики имеют многофункциональный характер: формирует фонетико – фонематическию базу; развивает фразовую и связную речь, речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; учит играть с игрушками; формирует процесс социальной адаптации у детей.
Целью педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии речи детей дошкольного возраста через пальчиковые игры и устное народное творчество.
Главные задачи в моей работе:
• изучить уровень разработанности данной темы в научной и учебной литературе;
• разработать перспективный план развития речи на основе фольклора для детей дошкольного возраста;
• подобрать комплексы пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста;
• создать предметно –развивающую среду для развития у детей мелкой моторики рук;
Ожидаемый результат: Если использовать устное народное творчество, пальчиковые игры наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.
I этап
На первоначальном этапе я начала искать литературу, которая могла бы помочь составить конкретный план по развитию речи детей. Перечитала много книг и статей, касающихся этой проблеме. Знакомство с этими книгами побудило меня к мысли использовать самобытную русскую культуру, устное народное творчество для обучения детей правильной яркой речи. Знакомя детей с потешками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, развиваем их связную речь. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В фольклоре оцениваются жизненные позиции, человеческие недостатки, восхваляются положительные качества, воспитывается уважение к труду, восхищение творением человеческих рук. Благодаря этому, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного развития детей, имеют исключительно большие возможности для развития речи детей.
II этап
Одним из важнейших условий для обеспечения наибольшей эффективности приобщения детей к устному народному творчеству является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей. С этой целью я провела ряд консультаций для родителей «Фольклор в развитии речи детей раннего возраста», «Пальчиковые игры в развитие речи детей дошкольного возраста», «Детский фольклор». Также пополняю родительский уголок информацией в соответствии календарным и перспективным планированием.
III этап
Работу по этому разделу я и начала с детьми своей группы. С интересом слушают дети колыбельные песенки. Детям нравилось, когда я укладывала куклу или мишку спать. Брала игрушку на руки и начинала петь ласково и выразительно, не забывая покачивать: «Бай, бай, бай,бай» Чтобы дети быстрее запомнили колыбельную песенку, показывала, как громко лает собачка. Дети дружно просили ее: «Ты собаченька не лай». После таких обыгрываний, малыши быстрее запоминали песенки и переносили их в повседневную игру. Старалась использовать малые фольклорные произведения в разные режимные моменты.
Потешки, поговорки, загадки в формировании речи детей.
Следующим этапом было знакомство с потешкой - особым видом малого фольклорного жанра. Так что такое потешка в современном мире? Это краткий стишок, забавный и легко запоминающийся. Общение с маленькими детьми позволяет взрослым с помощью звуков, мелодичности голоса наладить контакт между самыми родными людьми. Простые и знакомые нам незамысловатые детские потешки, оказывается, способны заставить маленького и большого человека быть внимательным, добрым, сердечным,
На занятии так же использовала загадки. При обучении детей отгадыванию загадок для начала я использую игрушки. Такая форма работы с загадками не вызывает у детей больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем учу детей отгадывать загадки по собственным представлениям, которые требуют от ребенка большей наблюдательности, умственного напряжения для того, чтобы решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.
Русские народные сказки - эффективный фактор развития речи.
На занятиях и в свободное время, работая над речью детей, большое внимание уделяла русским народным сказкам. Сказка - дорогой гость, как у малышей, так и у детей постарше. Малыши с удовольствием слушают сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и другие. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать. Когда воспитатель не смотрит в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, курочка – рябушечка, коза - дереза другие.
Одно не следует забывать, что встреча со сказкой - это, прежде всего, воспитание чувств ребенка. Ребенок должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным. Это возможно лишь тогда, когда ребенок запомнит хотя бы частично текст. Вопросы во время беседы должны быть разнообразными. Одни помогают точнее охарактеризовать героев сказки, другие - обратить внимание на отдельное слово, поступок, эпизод. Например: - Какая лиса в сказке «Заюшкина избушка»? - хитрая, - говорят дети.
Рассказывание сказок целесообразно завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают», «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!» и другие.
Одним их эффективных приемов развития речи детей является театрализация сказок.
Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.
Самое трудное в театрализованной деятельности - это добиться единства слов и действия. Сохранить непосредственность и живость игры помогает подробный анализ того, что происходит в сказке, и уточнение конкретных действий каждого персонажа. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. В своей группе мы с детьми инсценировали сказки: «Репка», «Курочка ряба».
Народная музыка, песня также понятна и близка детям. Народные песни удобны для детского голоса и легко ими усваивается. Куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению. Хочется отметить, что песни дети не просто поют, а инсценируют, проживают её, как говорили в старину «играем песню» - малыши поют песню с движением, соответственно тексу, ритму, например хороводная песня «Земелюшка - чернозем».
Народные игры. В своей работе использую народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами, что представляет собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. По содержанию народные игры выразительны и доступны детям любого возраста. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Разучивая с детьми такие игры как «Горелки», «У медведя во бору», Утки и гуси«» я воспитываю доброе отношение к окружающему миру.
Для развития мелкой моторики использую игры с пальчиками на фольклорном материале. Они очень нравятся детям и к концу года дети знают их много, потому, что мы проговариваем их как на занятиях, так и в свободной деятельности. Такие игры как «Сорока, сорока», «Идет коза рогатая…», «А ладушки, ладушки.» и многие другие помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и память, создают хорошее настроение, учат проговаривать слова чётко, слаженно, внятно. Пальчиковые игры и упражнения, разработанные на фольклорном материале в этом процессе неоценимы.
В результате обобщения опыта своей работы мной была разработана программа дополнительного образования по теме «Устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста» для детей 2-4 лет и программа по теме «Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» для детей 4-5 лет.
Результативность работы по данной теме.
Подводя итоги своей работы, хочется с чувством удовлетворения отметить достижение положительных результатов в процессе кропотливой, трудоемкой, но очень интересной работы. Пальчиковые игры – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает влияние на развитие ребенка в целом.
Список литературы:
1. Александрова Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок. Дошкольная педагогика. 2008. №7 (с. 33-37).
2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. –М. «Карапуз» 2007.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера» 2006.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. – метод. Пособие 2-е изд., перераб. И доп. сПБ2008.
5. Неганова Н «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание 1995 №9
6. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору»Дошкольное воспитание 2004.
7. Усова А. П. «Русское народное творчество в детском саду».М. Просвещение 1999.
8. Узорова О. В. Нефедова Е. А пальчиковая гимнастика.
9. Янушко Е. А. развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
10. Интернет-ресурсы