МААМ-картинки

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО

Лена Звягина
Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО

Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного образования и внедрения ФГОС наряду с разносторонним развитием личности ребенка приоритетным направлением становится социализация – одна из форм гражданско-патриотического воспитания. Наша страна нуждается в социально-активных, самостоятельных, творческих личностях, адаптированных к условиям современной жизни.

Публикация «Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО» размещена в разделах

Главная потребность ребенка дошкольного возраста - быть полноценным членом общества, жить вместе с взрослыми и чувствовать себя как взрослый. В силу сложности жизненных ситуаций и своих ограниченных возможностей реально включиться во взрослую жизнь ребенок, конечно, не может. Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника как раз и заключается в разрыве его стремления быть как взрослый и невозможностью непосредственной реализации этой задачи.

Поэтому дошкольное детство называют стартовым периодом формирования ощущения собственных возможностей и потребностей, основных представлений об окружающем мире, добре, зле, семейном укладе и родной земле, «золотой порой» нравственного становления ребенка. Обратите внимание на содержание нравственного воспитания.

Основа и неотъемлемая часть становления личности, как известно всем, гражданско-патриотическое воспитание.

«Патриотизм» в переводе с греческого означает любовь и преданность своей Родине, Отечеству. Российская педагогическая энциклопедия трактует «патриотизм» как социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об её интересах и готовность к защите от врагов. Любовь к родной земле впитывается с молоком матери и на протяжении дальнейшей жизни проявляется в уважении к историческому наследию своего народа, в бережном отношении к национально-культурным традициям, проявлении чувства гордости за достижения науки и техники. Формирование патриотизма происходит в процессе воспитания, обучения, развития

«Гражданственность» - понятие, характеризующее осознанную позицию человека, готового встать на защиту Родины, отвечать за ее судьбу и события, участвовать в этих событиях. Цель гражданского воспитания состоит в формировании у ребенка гражданского сознания, гражданских чувств и качеств, опыта и культуры гражданского поведения.

Гражданин имеет активную социальную позицию участника и созидателя общественной жизни, потребность в труде на благо социума. Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, политического, правового, нравственного воспитания.

Рассмотрим методы воспитания, применяемые в педагогической практике :

- методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, убеждение, повествование, диалог, доказательство, призыв).

- методы упражнений (приручений, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых, и стимулируются позитивные её мотивы (различные виды индивидуальных и групповых заданий в виде поручений, требований, состязаний, показа образцов и примеров, создание ситуаций успеха).

- методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика и самокритика, поощрение и наказание, контроль и самоконтроль, замечания и ситуации доверия).

Гражданско-патриотическое воспитание – процесс долговременный, так как предполагает внутреннее изменение ребенка, которое может найти свое отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. Естественно, это затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не умаляет значимости работы педагога.

Растить патриота и гражданина – значит вырастить себе достойную смену. И кто же, если не мы, будет выполнять эту нелегкую, очень ответственную и благородную задачу. Кто преподаст ребенку первые уроки нравственности? Кто научит его быть великодушным, милосердным, толерантным, чутким, честным?

Понимая, любя, взаимодействуя с семьей, используя педагогический опыт, соответствующую материально-техническую базу и предметно-развивающую среду, можно добиться качественного результата.

Первой ступенью гражданско-патриотического воспитания является развитие чувства любви к Отечеству, родному краю и дому посредством вовлечения детей дошкольного возраста в социальные проекты, мероприятия и инициативы.

Поговорим конкретно о социальной инициативе и возможных формах работы по данному направлению с дошкольниками предшкольного возраста.

Начнем с терминологии. Что же все-таки означает термин «инициатива»? В латыни он означает «начало», заимствовали мы его у французов, но и в английском языке имеет схожие трактовки: первый шаг, почин, положить начало.

Тем самым подчеркивается инновационный характер инициативы. Ее отличительный признак – новизна вообще или новизна в данном конкретном месте в данное время. Значит, инициативное действие хоть и должно быть новым, не имеющим аналога, но может содержать новую комбинацию ранее известных составляющих. И если заострять внимание на аспекте значения термина, то «взять инициативу на себя» означает повторить чьи-то действия, в отличие от других проявивших пассивность.

Например, в вашем городе никто никогда не проводил акцию памяти в День белых журавлей 22 октября, но узнав, что подобная акция с участием дошкольников успешно проводится в Центре «Гармония» в Тихорецке, вы первыми организовали и провели ее в своем учреждении в своем городе. Это и есть ваше инициативное инновационное действие.

Выбор и направленность инициативы определяют самосознание ребенка как гражданина общества, так как социальные инициативы формируют : организованность, ответственность, взаимовыручку, коллективизм, милосердие, взаимную требовательность, активность, доброту, доверие и развивают : гражданское сознание ребенка, патриотические чувства и понимание своего общественного долга, готовность приносить пользу людям.

Инициатива тесно связана и подразумевает под собой социальную активность ребенка. Чисто детские инициативы встречаются крайне редко даже в подростковом периоде. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, увлекшая ребят.

Суть участия детей в социальных инициативах хорошо отразил социолог Роджер Харт – автор понятия «Лестница участия». Он предложил 8 ступенчатую лестницу, которая демонстрирует, что значит быть гражданином и как им быть. Свои наблюдения Харт проводил на детях подростках, участниках детских общественных организаций и объединений. 3 первых ступени Роджер Харт рассматривает, как не очень продуктивные для развития инициативы ребенка-подростка, но они очень хороши для формирования опыта и культуры гражданского поведения, начальных умений, навыков организаторской деятельности и социальной активности детей - дошкольников.

Это стартовая площадка для детей предшкольного и начального школьного возраста. Обратите внимание, они на подхвате, выполняют конкретные поручения и даже симулируют участие в общем процессе (проявляют иногда бессмысленную активность). Это социальные пробы. Они заключаются в следующем:

- выбор и осуществление способов социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей;

- попытка формирования социальной позиции и ответственности, навыков конструктивного позитивного общения.

Но мы можем заметить, что дошкольники успешно, конечно не без участия и помощи педагога и родителей, могут овладевать 4 ступенью представленной лестницы (понимают задачу в целом и выполняют отведенную им часть работы).

А вот 5 ступень уже предполагает самостоятельную работу и об этом говорить в дошкольном периоде рано.

Чем же полезно участие дошкольников в социальной инициативе?

Участие в инициативе социально закаливает ребенка, готовит к преодолению трудностей, создает условия для самореализации воспитанников в этих отношениях.

Анализ и проектирование деятельности обучает навыкам сопротивления социальным влияниям, которые способствуют отклонениям в поведении, моделирует типы поведения, поощряющие законопослушание, здоровый образ жизни, проявление лидерского потенциала.

Для дошкольника это возможно при осуществлении образовательной деятельности, например, по предметам «Азбука общения», «Коммуникативный тренинг» и «Психогимнастика», где основным видом деятельности дошкольника является игра. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку примерить на себя определенную роль и прожить часто в непростых жизненных ситуациях даже в рамках 25 минутного занятия. Как классифицируются игры детей дошкольного возраста можно увидеть на схеме Зворыгиной Е. В. и Новоселовой С. Л.

Каков же алгоритм социальной инициативы?

Алгоритм реализации социальной инициативы следующий :

1. Диагностика детского коллектива.

2. Инициация детских идей.

3. Выбор и разработка конкретной идеи.

4. Планирование работы по реализации инициативы.

5. Формирование группы активистов.

6. Распределение поручений и обязанностей.

7. Поиск и привлечение социальных партнеров.

8. Реализация запланированных мероприятий.

9. Обратная связь от участников мероприятий.

10. Анализ реализованной инициативы.

Формы проведения социальных инициатив и их примерные названия:

акции и марафоны различной направленности (Подари радость другу, Георгиевская лента, Подарок ветерану, Теплое сердце, Посылка солдату, Голубь мира, Журавлик, Час Земли и т. д.,

ярмарки - продажи, ярмарки - выставки,

выступления агитбригад (Мы и безопасность, Водитель, стой! Я хочу дойти домой, На Кубани Закон такой: 22 часа – иди домой, Не шути с огнем! и др.,

коллективные творческие дела,

десанты, конкурсы социальных проектов и тематические конкурсы с исследовательским уклоном (Золотые страницы истории моей семьи, Родословное древо моей семьи, Письмо прадеду, не пришедшему с войны и др.).

Участие дошкольников в социальной инициативе нужно и возможно, полезно и успешно.

Заканчивая выступление, хотелось бы вам пожелать:

- вдохновляйте и побуждайте детей к действию, инициативе, творчеству, уважая при этом достоинство и уникальность личности;

- умейте быть не формальными в работе, стройте взаимоотношения на основе диалога;

- будьте связующим звеном между ребенком и социальной средой;

- всегда исходите из позиций гуманизма и милосердия, исключайте любые уловки, нечестные действия, обман ребенка;

- ведите работу только в рамках своей компетентности, несите персональную ответственность за качество своей работы, не поддавайтесь влияниям и нажимам. Успеха вам и до новых встреч!

Литература:

1. Котова Е. В. В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития детей. – М. : ТЦ Сфера, 2008. - 80с.

2. Журнал: Дополнительное образование и воспитание. №5 – М., 2009

3. Журнал: Дошкольное воспитание. №8 и №10 – М., 2009

4. Никандров Н. Д. Россия: социализация в воспитании на рубеже тысячелетий. - М. : Педагогическое общество России. 2000. - 304с.

5. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста/Под редакцией В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 2001. – с. 187.

6. Cборник нормативных и организационно-педагогических рекомендаций для реализации детских социальных инициатив, ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской», Санкт-Петербург, 2015 г., с. 41

7. Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века. - М., 2003. - 512с.

8. Тетерский С. В. Социальные инициативы детей и молодежи : поддержка общества и государства: Монография, М. : РЕГЛАНТ, 2003.

9. Шилова М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 218с.

10. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - СПб: «Детство – Пресс», 2010. – 380с.

Публикации по теме:

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Социальная активность «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Формирование социальной активности дошкольников посредством игр в условиях реализации ФГОС ДО С. Н. Колесникова, воспитатель МБДОУ детский сад №67 «Аистёнок» город Старый Оскол, Белгородская область, Россия «С чего начинается Родина?».

Развитие творческой активности и самостоятельности мышления детей старшего дошкольного возраста Хочу поделиться с Вами опытом работы нашего ДОУ по исследовательской деятельности. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии План проведения мастер-класса: 1. Представление технологии. 2. Проведение имитационной игры. 3. Совместное моделирование. 4. Рефлексия.

Поддержка образовательной инициативы семьи в условиях реализации ФГОС Согласно новому федеральному образовательному стандарту воспитатели оказывают помощь родителям в воспитании детей, обеспечении психолого.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. Познавательная активность у детей дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Именно.

Развитие творческой инициативы и любознательности как условие развития познавательной активности дошкольников Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое.

Речевое развитие ребенка предшкольного возраста Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это объясняется тем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО
Опубликовано: 12 июня 2016 в 22:35
+167Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 85.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД