Екатерина Русина
Развитие социальной компетентности детей раннего возраста в условиях вариативных форм дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
За последние несколько лет значительно выросла рождаемость, а соответственно и увеличилось число детей, поступающих в дошкольные учрежденияя, поэтому в целях увеличения охвата детей раннего возраста дошкольным воспитанием в подразделении № 2 были впервые открыты 2 группы кратковременного в сентябре 2012 года общей численностью 30 человек.
В связи с возросшим спросом родителей к вопросам воспитания и развития детей раннего возраста в прошедшем и нынешнем 214-2015 уч. году укомплектованы 4 группы кратковременного пребывания общей численностью 70 воспитанников модель этой группы – адаптационная (впоследствии, дети частично переходят в постоянный контингент дошкольного учреждения) и группа «Особый ребенок» для детей-инвалидов до 7 лет в целях обеспечения психолого-педагогического сопровождения и оказания своевременной помощи детям, родителям, согласно индивидуальным маршрутам на каждого ребенка.
Публикация «Развитие социальной компетентности детей раннего возраста в условиях вариативных форм дошкольного образования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Организация предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания.
Предметно-развивающая среда ГКП строится в соответствии с «Концепцией построения предметно-развивающей среды для организации жизни детей в системе дошкольного образования».
АДАПТАЦИОННАЯ группа решает задачи преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду;
Режим работы групп составлен в соответствии с режимом работы детского сада. Это первая и вторая половина дня.
Во время пребывания детей, мы проводим развивающие занятия в игровой форме. Ребенок получает новые знания и впечатления, что позволяет ему развиваться в соответствии с возрастом.
Этот процесс включает в себя разнообразные виды детской деятельности:
– коммуникативную (мы учимся навыкам конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, овладеваем устной речью как основным средством общения);
– начинаем играть (в сюжетно-ролевые игры, игры с правилами);
- занятия изобразительной)деятельностью построены таким образом, что малыши путем эксперементирования с красками, бумагой, пластилином начинают чувствовать цвет, получать эмоциональное впечатление от деятельности. Они рисуют мелками, карандашами, красками с использованием поролонных губок, ватных палочек, штампиков, кистей, а также пальчиков и ладошек.
– музыкальный вид деятельности направлен на приобщение детей к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальности. Дети вместе с педагогом учатся совершать движения под музыку, знакомятся с музыкальными инструментами, первыми театрализованными действиями в процессе разнообразных игр-забав.
Первое театрализованное досуговое мероприятие в группе уже традиционно проходит в канун Нового года.
– постепенно дети приучаются к навыкам самообслуживания, бытового труда);
Исследуем объекты окружающего мира и экспериментируем с ними);
Воспитанники вместе с педагогом конструируют из различных материалов модулей, бумаги, природного материала, Используя для обозначения формы названия предметов (прямоугольник — кирпичик, призма — крыша
-восприятию художественной литературы и фольклора учатся через
Чтение сказок и их инсценировки с помощью кукол (кукольный театр)
Эта деятельность организуется посредством фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий, благодаря которым стимулируется общение детей, развиваются эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений.
В Структуру комплексного группового занятия включены:
1. Игры с простым правилом
2. Пальчиковые гимнастики, стихи, песенки с движениями
3. Хороводные танцевальные игры
4. Двигательная активность
Практика первого года работы ГКП показала, что нам была необходима такая организация жизни детей раннего возраста, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыкам общения.
Нами было решено более активно использовать в адаптационный период метод пескотерапии, упражнения по сенсорно-моторному воспитанию с элементами Монтессори.
Дети, вместе с педагогом изучают форму, цвет, размер, величину игрушек; учатся сравнивать, различать, обобщать.
Используя при этом мозаики, вкладыши, сборные фигурные игрушки,пирамидки, башенки, бусы (крупные, средние, мелкие, нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения мелкими и крупными предметами, освоение операций вкладывания, наложения, соединение частей в целое.
Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения
Как показала наша практика, игра с песком обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно все негативные тенденции ослабевали и исчезали - уходили в песок. Отношения у детей становились ровными и гуманными.
Сейчас мы проходим цикл «Чувствительные ладошки» на которых дети совершают определенные манипуляции с песочной поверхностью.
В весенний период мы приступим к занятиям с водой, на которых будем познавать ее свойства, получим информацию о тонущих и плавающих предметах
Использование сенсорного оборудования работе с детьми, является мощным мотивационным фактором и важнейшей развивающей средой, стимулирующей эмоциональную, речевую, физическую, интеллектуальную и другие сферы развития.
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты.
Наша практика показала, что более 90% детей после посещения групп кратковременного пребывания переходят в постоянно действующие группы дошкольных подразделений нашего комплекса, поэтому очень важно сформировать :
1. Положительное отношение детей к новым условиям, снять у них отрицательные эмоции.
2. Развить контакты ребенка с педагогом и сверстниками, чувство уверенности в новой обстановке.
3. Включить родителей в воспитательно-образовательный процесс.
4. Подготовить ребёнка раннего возраста к посещению ДОУ.
5. Успешно адаптировать к условиям детского сада.