МААМ-картинки

Развитие социальных компетенций младших школьников в условиях модернизации (2 фото)

Рима Балтабаева
Развитие социальных компетенций младших школьников в условиях модернизации
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие социальных компетенций младших школьников в условиях модернизации.

Развитие социальных компетенций младших школьников в условиях модернизации

Р. А. Балтабаева

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашего государства.

Публикация «Развитие социальных компетенций младших школьников в условиях модернизации» размещена в разделах

Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание. Сегодня наше общество изменилось. Мы переживаем период переоценки ценностей: старые постулаты преданы забвению, новые пока ещё не чётко сформулированы. «Напряженные социальные отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку при понижении уровня общей культуры в обществе» - все это ставит ребенка в тяжелое положение.

Ряд дополнительных сложностей и противоречий для образовательных учреждений возник в связи с формированием рыночных отношений. Коммерция и предпринимательство все более становятся реальностью, от которой нельзя просто отмахнуться. Педагогическая суть здесь проста: воспитание с учетом условий рынка и рыночных отношений, сопряжение целей и средств и содержания воспитания с учетом этих факторов. Рынок давно диктует цивилизованному миру, как жить и что делать. Наш рынок сформулировал проблему: «Кого и для чего воспитывать?» Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, но, как мне кажется, необходимо учитывать его при разработке новых подходов к воспитательной работе.

Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Ученик должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Формирование социально-бытовой компетенции является важной составляющей социализации личности, в основе которой лежит усвоение ребенком жизненного опыта. Это обеспечивает реализацию потенциальных возможностей учеников и позволяет проявлять ими самостоятельность во всех сферах жизнедеятельности. Вопросы формирования социально-бытовой компетенции важны в обучении детей, так как готовят их к выходу во взрослую жизнь, к самостоятельности, учат культуре поведения в семье и обществе. Данные вопросы необходимы для формирования максимально возможных умений и навыков самообслуживания.

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования. Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает опытом и познаниями. Целью и результатом такого образования и воспитания является формирование ключевых компетентностей младшего школьника, под которыми подразумевается система универсальных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике. Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.

Фото №1 Развитие социальных компетенций младших школьников в условиях модернизации

Современная система образования характеризуется гуманистической направленностью на развитие личности. Меняются ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная к участию в межкультурной коммуникации, к взаимопониманию людей разных сообществ, к самореализации и социальной адаптации.

Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи.

Придя в школу, ребенок включается в освоение сразу двух программ обучения – официальной и неофициальной. Официальная программа представлена предметными знаниями, умениями и навыками, а неофициальная включает навыки социального взаимодействия, так называемую манеру поведения в обществе, способы реагирования на общественные требования, варианты поведения в той или иной ситуации. Как правило, в школе основное внимание уделяется реализации первой – официальной программы. Учителя обеспокоены прежде всего усвоением программных требований и стандартов образования. Освоение второй – неофициальной программы пока по большей части осуществляется стихийно. Между тем, современное образование ответственно не только за сдачу школьниками предметных экзаменов, но и за развитие качеств личности, обеспечивающих возможность успешно адаптироваться в обществе. Проводимая в стране модернизация образования ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности.

Для младшего школьника, только входящего в образовательную среду, неофициальная программа, ориентированная на освоение стратегий социального поведения, имеет не меньшее, и даже большее значение. Начиная обучение, ребенок впервые сталкивается с социальной деятельностью, результаты которой оцениваются окружающими социально значимой оценкой. Общество впервые начинает предъявлять ему жестко заданные требования. Усвоенные в детстве стратегии закладывают фундамент социального поведения и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Младшему школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий.

Как же помочь младшему школьнику стать социально компетентным? Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий.

Младшего школьника важно научить вступлению в контакт, организации совместной работы, распределению обязанностей, разрешению конфликтов, слушанию другого, запрашиванию помощи и т. д. Эти навыки формируются в групповой работе, которая должна занять достойное место в урочной и внеурочной деятельности детей. Для эффективного формирования социальных навыков при организации такой деятельности необходимо вырабатывать алгоритмы выполнения заданий, обсуждать правила работы, анализировать их выполнение. Взаимодействие может быть организовано по поводу учебных ситуаций, но по завершении работы обсуждается не просто выполнение учебного задания, но и соблюдение норм и правил групповой работы. Это способствует осмысленному выполнению правил. На смену урокам и занятиям, где доминирует учитель, сегодня должны прийти активные формы работы: работа в парах, группах, дискуссии, доверительные беседы, мозговые штурмы, коллективные обсуждения, ролевые и деловые игры. Учитель сегодня должен отказаться от монолога и занять позицию сотрудничества во взаимодействии с детьми.

Для повышения эффективности формирования социальных умений необходимо использовать также игры – драматизации с разыгрыванием ситуаций взаимодействия, игровые упражнения, направленные на обучение слушанию, вступлению в контакт, выходу из контакта. Для этого учитель должен составить специальную программу обучения детей конкретного класса навыкам социального взаимодействия. Это позволит овладеть социальными навыками всех учащихся без исключения.

Младший школьный возраст – это первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной адаптации.

Развивается и кристаллизуется мотивация социально–значимой деятельности. Причем, она располагается на одном из двух полюсов: стремление к успеху (достижение) и боязнь неудачи (избегание). Изначально младший школьник ориентирован на достижение успеха. Однако если он часто в процессе деятельности сталкивается с неудачами, то в его мотивационной сфере начинает преобладать мотив избегания. В психологических исследованиях доказано, что мотивация на успех является позитивной основой для социальной адаптации. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Эта мотивация определяет личностную активность. Мотивация боязни неудачи относится к негативной в плане достижения социальной компетентности. При этом типе мотивации человек стремится избежать ошибки, неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становится определяющим в его поведении в социуме. Еще ничего не сделав, человек боится провала и отказывается от деятельности. Следовательно, с позиций развития социальной компетентности значима мотивация успеха.

В заключении хочется сказать, что очень важно каждому учителю осознать необходимость работы по формированию социальной компетентности с начальной ступени обучения школьников. Возраст 6-9 лет является благоприятным периодом для усвоения нравственных норм. Это момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и готов к их выполнению. Эксперименты показали, что если правило воспринято ребенком с положительной эмоцией, то формирование привычки произойдет в течение месяца, если же применяется наказание, то привычка не формируется вообще. Учителя понимают, что формирование социальной компетентности позволяет ученику пережить опыт успешной учебной деятельности и быть социально адаптированным в дальнейшей жизни. А результат работы учителя будет оцениваться по степени сформированности гражданской, культурной позиции современной личности, т. е. наличию умений оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, объяснять самому себе собственную позицию, самоопределяться в системе ценностей, действовать в соответствии с этой системой ценностей.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход при коррекции невротической и неврозоподобной форм заикания Проблема исследования:поиск и выбор особого дифференцированного подхода, способствующего формированию коммуникативной компетентности у младших.

Портфолио — визитная карточка группыПортфолио — визитная карточка группы Портфолио группы В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социальных компетенций младших школьников в условиях модернизации
Опубликовано: 24 января 2014 в 22:27
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие социальных компетенций младших школьников в условиях модернизации» (включая файлы) размещена пользователем Рима Балтабаева (УИ 178528) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД