ирина уртаева
Развитие связной речи посредством картинно-графических схем
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи через картинно-графические схемы
Выступление на семинаре руководителей ДОУ Алагирского района
Подготовила воспитатель старшей группы Уртаева И. Г.
(2015 г.)
Я,Уртаева Ирина Георгиевна воспитатель в старшей группе. Основываясь на результатах НОД диагностики, наблюдений. игр мной было выявлено, что дети мало используют фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций, отсутствует самостоятельность в составлении рассказов, нарушена логическая последовательность изложения, наблюдаются смысловые пропуски. В связи с этим, возникло противоречие, приведшее к возникновению проблемы.
Публикация «Развитие связной речи посредством картинно-графических схем» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема: не сформированность связной речи у детей дошкольного возраста.
Актуальность формирования связной речи в дошкольном возрасте: среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействие на окружающих.
Мной был быбран и доработан проект, который довольно ярко отражает модель общения с воспитанниками
Проект “Картиннография в развитии связной речи детей”
Цели работы:
• Знакомство детей с приёмом картиннография.
• Развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов.
• Развитие памяти, через рассказывание стихов с элементами драматизации.
• Развитие и поддержки интереса к проекту у родителей и других членов семьи.
Средства для реализации поставленных целей: – это занятия по развитию связной речи с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей.
Этапы работы:
I этап: Ознакомительный.
Разработка картинно-графических схем для составления описательных, повествовательных рассказов, а так же для разучивания стихов.
Описательные рассказы.
Представляю картинно-графические схемы :
Знакомство детей с приёмом картиннография с постепенным усложнением материала.
Описательный рассказ.
• Знакомство детей со значением символов.
• Составление детьми отдельных предложений по каждому символу.
• Составление целого связного рассказа.
Повествовательный рассказ.
• Беседа по прочитанному произведению.
• Выбор предметных картинок и составление на графическом панно из них рассказа цепной организации предложений.
• Итоговое рассказывание по картинно-графической схеме.
Для усложнения рассказа распространенными предложениями, вводятся модели “красивые слова” - употребление детьми качественных прилагательных; “слова действия” - глаголов.
Незаменимое место отводиться моделям “настроения”, с помощью которых дети во время пересказа вносят в рассказ эмоциональные нотки грусти, радости и т. д.
Заучивание стихов.
• Чтение стихотворения взрослым, акцентируя внимания детей на картинно-графическую схему.
• Повторное чтение по схеме совместно с детьми.
• Чтение стихотворения по схеме с добавлением двигательных образов.
• Самостоятельное рассказывание стихотворения детьми, взрослый оказывает подсказку только двигательными образами.
Азы грамоты.
В старшем дошкольном возрасте, у детей формируют первоначальные навыки звукового анализа и синтеза. Будущих школьников необходимо знакомить с такими понятиями, как звуки гласные, согласные, звонки, глухие, твёрдые и мягкие. А как же можно составить полную характеристику о звуке и букве. Да в этом поможет уже знакомый приём картиннография.
Разработка и создание картинно-графических схем “Волшебные домики”, по изучению звуков
и букв родного языка. Данные схемы облегчат детям усвоить материал по грамоте, помогут в игровой форме охарактеризовать изучаемый звук, как по артикуляционным признакам, так и по акустическим.
Проведение занятий по обучению грамоте с “Волшебным домиком”.
Домик состоит из четырёх этажей и крыши. На протяжении занятия дети постепенно открывают этаж за этажом, и при этом составляют короткие мини рассказы об изучаемом звуке.
1 этаж: где и от кого можно, услышать данный звук.
2 этаж: дети, на основе символа артикуляционного аппарата дают характеристику звука по артикуляторным признакам.
3 этаж: дети дают характеристику звуку по акустическим признакам: графическое изображение буквы “С” - помогает детям вспомнит, что звук согласный, а “Г” - гласный; колокольчик – значит звук звонкий, а если колокольчик зачёркнутый – звук глухой; синий кружок с карандашом – звук твёрдый, как карандаш; зелёный кружок и травка – звук мягкий, как травка.
4 этаж: изображение самой буквы печатной и прописной, а так же на, что буква походит.
Крыша домика: итог - это конечно изучаемая буква - хозяйка домика.
Привожу фрагмент занятия по обучению грамоте с использованием картинно-графического домика.
Волшебный домик для звука и буквы “К”
1 этаж домика: Символ звука “К и К`”
- Идет сильный дождик: ККК.
- Идет мелкий дождик К` К` К`/
2 этаж домика: Характеристика звука “К” по артикуляционным признакам (работа детей по зеркалам).
- губки свободны;
- кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;
- горлышко “ не работает”.
3 этаж домика: Характеристика звука “К” по акустическим признакам
- звук “К” согласный, потому его нельзя петь (язык создаёт преграду свободному прохождению воздуха).
- звук “К” глухой, потому что в горлышке не работают голосовые связки.
- звук “К” бывает твёрдый, как карандаш - живёт под синей крышей и мягкий, как травка - живёт под зелёной крышей.
4 этаж домика: Буква “К” : знакомство с буквой “К”.
- припоминание правила о буквах и звуках:
Звуки мы произносим и слышим,
А буквы мы видим и пишем.
- на что похожа буква “К”?
Клюв раскрыла буква “К” -
Хочет скушать паука. Про букву “К” скажу вам смело -
На стену бабочка присела.
В. Ковшиков И. Бломкина
- школьная письменная буква “К” (мельком познакомить).
Вывод: Результатом реализации поставленных целей стало:
- проявление у детей глубокого интереса к занятиям по формированию связной речи
- значительное расширение активного словаря;
- усвоение ряда языковых средств необходимых для составления речевых высказываний;
- улучшение монологической и диалогической речи.