Развитие связной речи детей дошкольного возраста при формировании толерантного отношение к национальным культурным ценностям

Динара Жантимирова
Развитие связной речи детей дошкольного возраста при формировании толерантного отношение к национальным культурным ценностям

«Из опыта работы»

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при формировании толерантного отношение к национальным культурным ценностям.

Жантимирова Д. К. ,

учитель – логопед высшей квалификационной категории,

МДОАУ детский сад «Солнышко»,

п. Светлый.

«Речь – велика сила: она убеждает, обращает, принуждает»

Эмерсон

Речь для человека – важнейший фактор его развития и социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Дошкольный возраст имеет особое значение для формирование речи. Развитие речи происходит постепенно. В старшем дошкольном возрасте в речи наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы. Именно поэтому важной задачей учителя – логопеда является развитие связной речи дошкольника. Связная речь – это форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.

В работе учителя – логопеда решается не только логопедические задач, но и воспитательные. И одним из направлений воспитательной работы является формирование толерантности к культурным национальным ценностям. Почему это так важно? Ведь современный культурный человек - это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

В России проживают люди разной национальности, в том числе и в нашем Оренбуржье. Также и в нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство и необходимое условие толерантного воспитания дошкольников.

В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям… Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".

Многие психологи (Р. С. Немов, А. В. Петровский, В. С. Мухина и др.) отмечают, что в развитии человека существуют периоды, наиболее благоприятные для формирования определенных качеств личности. В дошкольный период важно закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других людей, не похожих на самого ребенка.

Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, и для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.

Работая в данном направлении, мною создан и реализован проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при формировании толерантного отношение к национальным культурным ценностям», целью которого является создание условий для развития связной речи, коммуникативных умений и создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к национальным культурным ценностям. (Приложение 1).

Содержание данной программы опирается на общие педагогические принципы:

- принцип комплексности;

- принцип системного подхода;

- принцип социально-адаптирующей направленности образования;

-принцип использования и интеграции разных видов деятельности в планировании и проведении педагогических работ;

- принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфики его речевого развития, степени, возможностей восприятия педагогического воздействия.

Содержание работы

1. Создание (поиск и разработка) проекта, в котором обозначены проблема, задачи, принципы реализации, основные направления, рекомендуемые методы и приемы, виды деятельности, организация учебно – воспитательного процесса.

2. Разработка и практическое использование перспективного плана на учебный год детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1).

3. Взаимодействие с родителями (тренинги, мастер-класс, консультации и т. д.) (Приложение 4).

4. Диагностическая работа по определению эффективности педагогического воздействия.

5. Подготовка и заинтересованность воспитателей; подбор игр и упражнений с учетом возраста.

Основные направления коррекционной работы:

развитие речевого внимания, понимания речи, речевой инициативы;

формирование лексико-грамматических средств речи и диалогической формы общения;

формирование у детей умения понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям;

формирование у детей толерантного поведения;

• повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.

• закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.

Реализация проекта выявила значительные положительные изменения у детей:

-повысился интерес к изучению традиций и обычаев разных стран;

- сформировались дружеские отношения между сверстниками в группах;

- закрепились знания детей о правах ребенка;

- дети активно участвовали в работе на создание семейного древа;

-родители активно участвовали во всех мероприятиях в детском саду;

- речь детей стала выразительной, грамматически правильной.

Анализ полученных результатов свидетельствует о целесообразности проведенной работы с детьми дошкольного возраста.

Имея основу, есть от чего оттолкнуться в своих творческих планах, надо только совершенствоваться!

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Материал по самообразованию «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Проводя работу по самообразованию, тема которой стала: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» очень захотелось поделиться.

Консультация для педагогов ДОУ: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Консультация.

План по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» АктуальностьТема моего самообразования «Развитие связной речи детей среднего возраста» для меня важна, потому что речь ребенка является.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования Воспитатель МБДОУ Детский сад № 40 Новаторова А. А. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования.».

Опыт работы «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности. Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных.

Презентация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Актуальность:В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Развитие связной речи детей дошкольного возраста при формировании толерантного отношение к национальным культурным ценностям
Опубликовано: 3 апреля 2019 в 17:02
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

22 сентября. Всемирный день защиты слонов

По инициативе экологов и природоохранных организаций был учрежден экологический праздник – Всемирный день защиты слонов. Ежегодно его отмечают 22 сентября во многих странах. Оказывается и слоны нуждаются...

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква «П»
БУКВА П 1. Викторина "В гостях у сказки" Все ответы начинаются с буквы П. 1. Почтальон из Простоквашено. 2. Кто пленил Муху-Цокотуху? 3. Где в лесу...
Использование методики «Пальчиковые шаги» в работе с детьми младшего дошкольного...
О важности развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте писали многие выдающиеся учёные современности. У мелкой моторики есть очень важная...
Фотоотчет о посткроссинге «Привет из Уфы». Часть третья
Посткроссинг. «Привет из Уфы». Фото отчет. ( часть третья. Лариса Гацко. Блог. Настает волнующий момент, И появится скоро на свет Долгожданных...