МААМ-картинки

Самообразование «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Моргачёва Марина
Самообразование «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Тема : «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Публикация «Самообразование „Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Создать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить научную, методическую и художественную литературу по данному вопросу, интернет-ресурс.

1. Бардышева Т. Ю. «Разговорчивые пальчики» М-Карапуз 2007

2. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. (1-3)» ;Методическое пособие для воспитателей и родителей. -М; Мозаика -Синтез 2010.

3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» вторая младшая группа. -Москва,Мозаика -Синтез 2014.

4. Тимофеева Е. Ю, Чернова Е. И.» Пальчиковые шаги упражнение на развитие мелкой моторики». - СПб: Корона -Век 2007.

5. М. М. Кольцова «Развитие мелкой моторики»

2. Выявить уровень развития мелкой моторики, речевого развития и функций детей.

3. Улучшить мелкую моторику, координацию движений кистей, пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

4. Способствовать расширению словарного запаса и совершенствования речи по средствам пальчиковых игр, гимнастик, дидактических игр, шнуровок, мозайки и т. д.

5. Использовать нестандартное оборудование для изготовление игр на развитие мелкой моторики.

6. Использование нестандартных техник рисования; лепку из пластилина и солёного теста;

7. Развить внимание, творческие способности и воображение.

8. Совершенствовать развивающую предметно пространственную среду группы (оборудовать уголок сенсорного развития).

Методы и приемы работы:

1. пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

2. Пальчиковые игры со стихами.

3. Лепка из пластилина с использованием природного материала

(семена, крупы и ракушки).

4. Конструирование из бумаги В техники оригами, работа с конструктором Лего, деревянным конструктором.

5. Различные виды аппликаций.

6. Нетрадиционные техники рисования: пальцем, свечкой, зубной щёткой, крупой. Штриховка.

7. Игры с мелкими предметами, пазлы и мозайка.

8. Игры с разноцветными шнурками и шнуровкой, с прицепками и скрепками.

План работы

Сентябрь

Подбор и изучение методической литературы по теме.

Октябрь

Наблюдение за детьми и диагностика.

Ноябрь

Подбор и составление картотеки пальчиковых игр и гимнастики - Подбор пальчиковых игр и гимнастки, способствующих совершенствованию речи и расширению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.

Консультации родителям - «Пальчиковые игры в развитии речи детей»

Декабрь

Подбор художественной литературы - Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством художественной литературы.

Январь

Подбор и составление картотеки игр на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста - Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

Изготовление дидактических пособий для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Февраль.

Подбор и составление картотеки дидактических игр по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста - Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Март

Подбор дидактических игр на развитие мелкой моторики - Игры направлены на развитие моторики рук и пальцев, они имеют значение для развития внимания, ориентировки детей на свойства предметов и игрушек. (Математический планшет своими руками)

Апрель

Мастер -класс «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Май

Проведение повторной диагностики по речевому развитию воспитанников.

«Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

Бехтерев В. М. в своих работах доказал, что простые движения рук помогают

снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков,

развивают речь ребенка. А известный педагог Сухомлинский В. А. писал, что

истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем

активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он

начинает говорить.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только

к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний,

которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с

ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном

и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие

успешного обучения ребенка, в дальнейшем. Ведь через посредство речи

совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова ребенок

выражает свои мысли.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный

опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок

черпает представления, которые он связывает со словом.

Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской

самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь

использованы в интересах развития речи детей. Чем выше двигательная

активность, тем лучше развита речь.

Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие

ловкости, точности, координации движений пальцев рук. Существуют

различные способы развития мелкой моторики пальцев рук:

1. Массаж— ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массиру-ющие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Особенно важно уделять многовнимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

2. Фасолевые ванны— в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

3. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

4. Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Или:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например,

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ - топ - топ.

Ну-ка, веселее: топ - топ - топ,

Вот как мы умеем: топ - топ - топ».

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем, целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.)

5. Игры с прищепками:

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Игра "Солнышко"

Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.

Игра "Елочка"

Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.

Игра "Травушка-муравушка"

Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка

5. Мозаика— игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

6. Шнуровки — сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок.

7. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры— этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Занимайтесь с крохой— игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию. Пальчиковые игры представляют собой культурное наследие народа. С малых лет детей учили играть «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. И это не просто развлечения для малышей. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию речи младших дошкольников.

Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение. Пальчиковые игры легко включаются в структуру режимных моментов в дошкольном учреждении. Их можно использовать во время умывания, одевания и раздевания, в различных видах деятельности. Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу. На прогулке при плюсовой температуре можно после наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предложить с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др.

«Теремок»

Домик, домик, теремок - две ладони «крышей» над головой

Мы закроем на замок - крепко сжать пальчики в «замок» перед собой

Ни один зубастый зверь - рычим, напрягаем ручки, показываем «когти»

Не откроет эту дверь! - ладошки прижаты друг к другу ребрами и развернуты в сторону лица; играющий «прячется» за ними, затем выглядывает: «Ку-ку!»

«Кисонька»

Как у нашей киски - ладошками делаем над головой «ушки»

Молочко есть в миске - руки «ковшиком» перед собой

Киска молочко попьет - имитируем «лакание»

Лапкой мордочку потрет - правой и левой рукой поочередно трем «мордочку»

Хвостиком помашет - рукой делаем волнообразные движения

Весело попляшет - двумя пальчиками «пляшем» на любой плоскости

«Гномик»

Жил-был гномик - руки сложены «колпачком» над головой

Старичок - рука, сжатая в кулачок, подпирает щеку

Спать ложился - две ладони вместе под другой щекой – «спим»

На бочок - перекладываем две ладошки под другую щеку

Он проснулся - широко разводим руки в стороны

Потянулся - потягиваемся

Вправо-влево повернулся - руки на поясе, повороты туловища в стороны

Мух вокруг всех разогнал - машем двумя руками перед собой

Их ужасно напугал - машем руками - «крылышками» около плеч, говорим «ф-ф-фу!»

«Ежик»

Ежик наш колючий очень - сгибаем и разгибаем пальцы на обеих руках

Ежик спать - две ладони вместе под щекой – «спим»

Никак не хочет - отрицательно качаем головой

Весь в клубок свернулся ежик - руки в плотном «замке»

Нет ни головы, - дотрагиваемся до головы

Ни ножек - дотрагиваемся до ног

Развернуться он не хочет - держа руки в «замке», сгибаем и разгибаем пальцы

Вот какой упрямый ежик! - плечи подняты, недоуменно разводим руками.

В то же время чтение стихов, в частности, потешек с их четким ритмом, помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.

Лебёдушка

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Белым крылышком помахивает,

На цветы свяжу водичку стряхивает.

Произносим потешки для пальчиковых игр максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, адвижения выполняем синхронно с текстом или в паузах. Для некоторых игр надеваем на пальчики бумажные колпачки, рисуем на подушечках пальцев глазки и ротик.

Ивану-большаку - дрова рубить,

Ваське-указке - воду носить,

Мишке-среднему - печку топить,

Гришке-сиротке - кашу варить.

А крошке Тимошке - песенки петь.

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

8. Игры с пуговицами и бусинами— нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую— разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.

9. Пазлы — красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

10. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие— дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти. Используя творческий подход, сопровождая пальчиковые игры сказками, придумываемыми по ходу действий. Это удвоит эффект.

Пример игры:

1 - Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

«Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу».

2 - Удержать карандаш каждым согнутым пальцем.

Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

«Вертушка»

Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.

«Поставь точку»

Ребенок держит карандаш за верхушку двумя пальцами: большим и указательным. Карандаш ставится перпендикулярно листу бумаги на строчку. Ребенок ставит точку и скользит пальцами вниз к грифелю.

11. Конструирование из разных видов конструктора, счётных палочек.

.Необходимо развитие мелкой моторики в и повседневной жизни: на прогулке можно разрешить потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки. И конечно же, обсуждайте всё, что происходит. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывают занятия изобразительной деятельностью (лепка, рисование, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из разного материала). Также работа с ножницами (вырезание по контуру или на глаз).

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада которые помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

В дальнейшем я планирую продолжать искать новые методические приёмы,

которые будут способствовать развитию мелкой моторики, общей моторики,

и будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Литература :

1. Бардышева Т. Ю. «Разговорчивые пальчики» М-Карапуз 2007

2. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. (1-3)» ;Методическое пособие для воспитателей и родителей. -М; Мозаика -Синтез 2010.

3. М. М. Кольцова «Развитие мелкой моторики»

4. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» вторая младшая группа. -Москва,Мозаика -Синтез 2014.

5. Тимофеева Е. Ю, Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги упражнение на развитие мелкой моторики». - СПб: Корона -Век 2007.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованно-игровой деятельности, фольклора Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Материал по самообразованию «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Проводя работу по самообразованию, тема которой стала: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» очень захотелось поделиться.

Проект «Развитие связной речи детей дошкольного возраста 3–4 лет» Актуальность Тема моего проекта «Развитие связной речи детей дошкольного воз-раста 3-4 лет» для меня важна, потому что речь ребенка является.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности ИГРАЕМ ДОМА, РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ Кто дольше В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности МБДОУ «Новосолянский детский сад «Колосок» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Васильевой Марии Генннадьевны Тема: Развитие связной речи.

Самообразование по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Самообразование по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Сафиуллина Хамдия.

Самообразование на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» (старшая группа) Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа) Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка.

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи становится все более важной проблемой в нашем обществе. Речь играет главную роль в жизни человека. Она является средством.

Выступление «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" Данная тема довольно обширна. Она включает в себя много различ-ных разделов. В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 января 2019 в 16:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД