Юлия Лемешко
Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Мы знаем, что формирование связной речи детей с общим недоразвитием речи в детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности, при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях.
Связная речь этих детей не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четкой систематической коррекционной работы логопеда. Уделяя внимание работе над словом, путем практических упражнений следует подводить детей к пониманию связи слов в предложении. Таким образом, на каждом этапе логопедической работы формируются все стороны речевой деятельности.
Публикация «Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Общее недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие психических процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие, что является базой для развития речи. Следовательно, обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование. Работа по развитию у детей зрительного и слухового внимания и памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений.
В процессе занятий решаются многие обучающие задачи:
1. Развитие восприятия и понимания речи педагога;
2. Развитие, активизация, обогащение, словаря;
3. Развитие и закрепление умения строить простые и сложные предложения;
4. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения;
5. Формирование навыков построения связных высказываний;
6. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
7. Воздействие на активизацию ряда психических процессов, тесно связанных с формированием устного речевого сообщения;
8. Формирование грамматического строя речи.
Решение вышеописанных задач позволяет достичь главной цели — развития связной детской речи. Если будет реализована основная функция речи,то ребенок сможет достичь высоких учебных и личностных результатов.
Для развития связной речи детей используются специальные игры и упражнения. Вашему вниманию хочу представить упражнение, которое я использую в своей практике.
«Составить и распространить предложение».
а) Детям предлагается две предметные картинки «яблоко» и «стол». Логопед просит составить предложение с использованием этих картинок.
б) Получается предложение «Яблоко лежит на столе». Это предложение мы «записываем» на доске при помощи картинок.
в) Затем добавляется еще одна картинка. И логопед просит детей озвучить получившееся предложение. «Красное яблоко лежит на столе».
г) После добавления очередной картинки дети озвучивают новое предложение «Большое желтое яблоко лежит на столе».
д) Добавляется еще одна картинка после беседы с детьми и получается предложение «Большое зеленое яблоко лежит на деревянном столе».
Данное упражнение способствует развитию словарного запаса, грамматического строя, навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний и других поставленных нами задач.