Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ИЗО-деятельности «ИЗО-ладошки»

Елена Стрельцова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ИЗО-деятельности «ИЗО-ладошки»

Рисование – это увлекательное и веселое занятие. Организовывая такие занятия с детьми, нужно учитывать их возрастные возможности. Для создания своих первых шедевров, малыш не обязательно должен использовать карандаши или кисточку. На помощь ему может прийти его маленькая ладошка.

Рисуя, ребенок тренирует раздельные движения пальчиков, тем самым стимулирует развитие мозговой деятельности, мышления, развивает речь. Поэтому логопеды практикуют пальчиковые игры и пальчиковый массаж.

Ребенку будет очень интересно с помощью своей ладошки создавать различные разноцветные абстрактные картинки. А можно изобразить картинку с сюжетом. Например, отпечаток открытой ладошки пальчиками вверх может превратиться в ежика, остается лишь дорисовать глазки. А если использовать ладошки мамы и папы, то получится целая ежиная семья.

Еще ладошки могут стать красивыми цветами, крылышками сказочной птицы, рыбками, петушками и динозаврами. Из внешней стороны ладоней с согнутыми пальчиками получится сердечко. А слоника можно сделать, если сжать ладошку в кулак и отставить в сторону большой палец, который будет выполнять роль хобота.

Не всегда может получиться узнаваемое изображение, но можно дорисовывать и дополнять получившиеся образы и тем самым развивать творческую фантазию. Если использовать поочередно одну ладошку, потом другую, а затем одновременно две, то развивается координация движений.

Я хочу напомнить об удивительной технике рисования, где главным инструментом нанесения рисунка на бумагу являются детские пальчики и ладошки. Обычно данную технику используют для детей детсадовского возраста. Но я считаю, что данная техника не имеет возрастного ограничения, ведь взрослым тоже хочется иногда почувствовать себя детьми.

Хочу познакомить всех с интересной программой по изо И. А. Лыковой "Цветные ладошки". Я использую её в своей работе третий год, результатами довольна. Данная программа очень подходит для детского сада.

Работая с детьми, я подумала, что для рисования можно применять свои ладошки, как трафарет для создания творческих замыслов. Техника «Изо-ладошки» - это и рисование, и аппликации, и коллаж.

Ход работы:

1. В самом начале работы используем самую простую технику - штампы пальчиками. С помощью этой техники можно нарисовать травку, небо, цветы.

2. Затем можно приступать к рисованию петушка. Для этого будет использована ладошка. Широкой кистью наносим краску на ладошку и большой палец. Прикладываем к бумаге, убираем руку.

3. С помощью отпечатков пальчиков разукрасим перья и нарисуем хохолок.

4. С помощью ладошек нарисуем цветы.

5. Также ладошкой можно нарисовать лебедя, голубя, жар-птицу и еще множество предметов.

6. А затем ладошку используем как трафарет для создания своих образов.

Какое значение имеет пальчиковое рисование для ребенка? Развитие мелкой моторики руки, концентрации внимания, координации движений под зрительным контролем, подготовка к будущему письму, сплочение отношений в системе «Ребенок-Взрослый» — результат захватывающего процесса рисования ребенка с мамой (папой, бабушкой, дедушкой). Рисуя, малыш учиться строить "причинно-следственная" связи, учится логически мыслить.

Объединяйте техники и создавайте свои шедевры! Не забывайте хвалить маленького художника и сделайте на память альбом пальчикового рисования! Рисование укрепляет независимость ребенка. Независимость даёт больший простор для развития.

Рисование осваивает и закрепляет связи между правым и левым полушарием, и отсюда тот скачок в развитии, который сразу виден и родителям и воспитателям, использующим рисование как можно раньше.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваютсяспециальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо-деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Рисование ладошками - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Программа:

Раздел 1. «Восхитись красотой нарядной осени».

Понятия: художественный образ, цвет, линия, форма, пропорции, композиция, аппликация.

Виды деятельности: художественно – творческая изобразительная.

Раздел 2. «Любуйся картинами красавицы зимы».

Понятия: художественный образ, цвет, линия, форма, пропорции, композиция, симметрия, аппликация, экспериментирование с бумагой, сюжет.

Виды деятельности: художественно – творческая изобразительная.

Раздел 3. «Радуйся многоцветию весны и лета».

Понятия: художественный образ, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, симметрия, аппликация, моделирование, экспериментирование с бумагой, сюжет.

Виды деятельности: художественно-творческая изобразительная.

Новизна. Для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в процессе «Изо-ладошки» - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.

Актуальность. Занятия позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Рабочая программа имеет цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Программа способствуетрешению следующих задач:

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированности способов самоконтроля.

1.Сентябрь: Петушок, морковка.

2.Октябрь: Цветок, ежик.

3.Ноябрь: Деревья, золотая-рыбка.

4.Декабрь: Жар-птица, Дед Мороз.

5.Январь: Веселые снеговики, рыбки в аквариуме.

6.Февраль: Дракон, зебра.

7.Март: Букет цветов, жираф.

8.Апрель: Морские обитатели, бабочка, улитка.

9.Май: Голубь, веселый хоровод.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ИЗО-деятельности «ИЗО-ладошки»
Публикации по теме:

Наши пальчики.Наши пальчики. Рисование пальчиками начала использовать с первой младшей группы и продолжила во второй младшей группе (и продолжаю до сих пор).Среди малышей.

ОсеньОсень етские работы выполненные в разных техниках. Используем для создания своих шедевров фантики,пластилин,ткань,гуашь,восковые карандаши. Родители.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
  • Искусство
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ИЗО-деятельности «ИЗО-ладошки»
Опубликовано: 23 апреля 2014 в 22:02
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...

14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...


Горячие темочки