Оксана Григорьева
Развитие творческих способностей детей младшего возраста посредством театрально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Слово «творчество» означает - создание чего-то нового, умение искать и изображать что-то своё. Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки, краски с окружающим миром, а правильно поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Творчество помогает совершенствовать самого себя в духовной сфере, свою речь, развивать свои чувства, эмоции. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, понимание внутреннего мира персонажа, это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, - умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к поступкам и событиям. (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.)
Публикация «Развитие творческих способностей детей младшего возраста посредством театрально-игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, музыкой. Кому посчастливилось, именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным душа его не очерствеет и духовно обогатится.
Игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов игры - это театрализованные игры. В ходе наблюдения за детьми я сделала вывод, что этот вид игр развлекает ребятишек и воспитывает морально и эстетически, развивает память, обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Л. С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л. И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, требуют от ребёнка волевых черт характера: целеустремлённости и решительности, трудолюбия, систематичности в работе. Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены, движений (жест, мимика, пантомима, когда необходимо выразить состояние души персонажа. У ребёнка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, умение комбинировать образы, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать перед сверстниками свои знания, умения, фантазию (А. В. Щёткин). Следование роли и тексту театрализованной игры, способствуют формированию произвольного поведения. Выполнение игровых заданий в образах персонажей из сказок помогает овладевать своим телом. Театрализованные занятия и спектакли учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребёнка (Б. М. Теплов).
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. Как же разбудить их души?
Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Дошкольники с удовольствием включаются в театрализацию, воплощают образы, превращаются в артистов.
Театрализованная деятельность дает возможность использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время театрализации раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
К тому же, игры - драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально- исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально - эмоциональному развитию детей, и многое другое.
Проблема данной темы носит актуальный характер в современных условиях, так как обусловлена недостаточным использованием в дошкольных учреждениях развивающего потенциала театрализованной игры, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.
Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной деятельностью и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено в процессе проектной деятельности.
Опыт работы показывает, что участие детей в театрализованных играх позволяет преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, рискованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.
Поэтому я решила больше внимания в своей работе с детьми уделить театрально-игровой деятельности. Первым делом я расширила свои знания о роли театрально-игровой деятельности в воспитании детей, ознакомилась с разными программами, где в разделе «Развиваем речь» отведено место играм-инсценировкам.
Я убедилась в том, что многие программы разработаны в соответствии с задачами, направленными на всестороннее развитие личности ребенка.
Затем, я наметила себе задачи, которые хотела решить с помощью театрально-игровой деятельности.
1. Побуждать интерес к театрализованной деятельности и
создать для этого все условия.
2. Поощрять детей за участие в этом виде деятельности,
формировать положительное отношение к нему.
3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам,
театральным куклам.
4. Развивать речь детей:
4.1. Обогащать словарь;
4.2. Формировать умение строить предложения;
4.3. Добиваться правильного и четкого произношения
слов; звуков.
4.4. Систематически проводить игровые упражнения направленные, на выработку мимики, жестов и пантомимики.
5. Воспитывать культуру общения со сверстниками и
взрослыми.
6. Начать собирать опыт работы по своей теме.
7. Привлечь к работе родителей.
8. Составить перспективный план работы на год.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.
Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
К тому же, игры - драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально- исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально - эмоциональному развитию детей, и многое другое.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, можно решить комплекс взаимосвязанных задач:
Познавательное развитие
Социальное развитие
Речевое развитие
Эстетическое развитие
Развитие движений