Папки-передвижки

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования

Зиля Алтынгузина
Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования

Сегодня я выступаю в качестве руководителя кружка по нетрадиционному рисованию. Тема моего опыта работы: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования». Актуальность данной проблемы в том, что дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающий для себя этот удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуется его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная,художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Публикация «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах

Дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения : коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, существует возможность нарушать правила использовать некоторые материалы: а вот пальчиком да в краску! Очень важной составляющей значения использования методов нетрадиционного рисования является и то, что нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. В процессе «игры в художника» зона активности ребёнка сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными ; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Характер сюжета рисунка постепенно становится менее агрессивным, более сочным, ярким и чистым по цвету. Это с одной стороны, а с другой – изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике, ребёнок тем самым преодолевает страх. Дальнейшие творчество будет доставлять ему только удовольствие. «Ум ребёнка на кончиках его пальцев», - говорил В. И. Сухомлинский.

Таким образом, рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать.

Целью моего опыта работы является:

• Формирование у детей умений передавать в рисунке свои впечатления от окружающей действительности ;

• Приобретение изобразительного мастерства ;

Развитие у детей технических навыков ;

Развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

Задачи работы :

Развивать художественное восприятие жизни ;

Развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов;

• Учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы ; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа;

• Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов, композиций, а так же материалов, инструментов, технических способов и приёмов реализации замысла;

• Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами (гуашь, акварель, мелки,

Развивать художественно-эстетический вкус.

Критерии планирования моей работы:

• Доступность ;

• Системность ;

• Эмоциональность;

• Гибкость в подходе к содержанию материала.

Систему первоначального этапа организации работы выше названного направления можно представить следующим образом :

• Первичная диагностика, позволяющая выявить степень подготовленности детей к занятиям изодеятельности ;

• Организация занятий с учётом возрастных особенностей детей ;

• Диагностика результативности работы;

Используемые в организации занятий приё мы:

• Беседа ;

• Чтение стихов ;

• Одгадывание загадок ;

• Рассматривание иллюстраций;

• Создание игровых и проблемных ситуаций ;

• Проведение экспериментов и опытов;

• Слушание музыкальных произведений ;

В учебный процесс за прошедшие годы были включены следующие изобразительные средства и технологии :

Рисование пальцами, ватными палочками, тычками, ладошками, трубочками;

• Печать печатками, печать поролоном через трафарет ;

• Монотипия;

• Кляксография;

• Граттаж;

• Набрызг ;

• Восковые мелки +акварель ;

• Фотокопия ;

Методическое обеспечение :

В первые годы кружковой работы использовала для планирования и проведения занятий пособие Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», где имеется описание около 30 техник рисования и конспекты занятий. В настоящее время в составлении своего перспективного плана использую следующие пособия :

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 1 и 2 части Г. Н. Давыдова;

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» А. В. Никитина;

«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева;

«Увлекательное рисование методом тычка» К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин.

Практическую помощь оказывает методическое обеспечение периодических изданий : «Дошкольное воспитание» ; «Дошкольная педагогика» .

Результаты диагностики свидетельствуют стабильность показателей: 2012-2013 уч. год. – выполнение программы составляет 86%, 2013 -2014 уч. год – 88% .

Результативностью работы также считаю:

• Регулярную организацию выставок детского творчества на стенде ДОУ ;

• Участие детей – кружковцев в конкурсах детского творчества ;

Развивающая среда творческой мастерской представлена:

1. Рабочее место педагога:

• Папки –накопители по кружковой работе;

• Методическое сопровождение работы кружка;

• Методическая копилка опыта работы ;

• Организация работы кружка;

• Работа с родителями.

2. Оборудование и материалы:

• Устойчивые столы ;

• Свободный доступ к воде;

• Изобразительные материалы;

• Кисти разных размеров и жёсткости;

• Ёмкости для воды;

• Бумага ;

• Трафареты;

• Различные материалы (трубочки, пробки, губка и т. д)

3. Стендовая информация.

• Папка-передвижка;

• График работы;

• График проветривания;

• График уборки помещения;

• Картина «Я люблю тебя, мой город»

4. Игршки и пособия :

• Кукла «Королева кисточки» ;

• Резиновые и мягкие игрушки ;

• Дидактическя игра «Контрастные и гармонические цвета».

Развивающие игры : «Угадай роспись», «Собери букет», «Палитра», «Цвет и форма».

Пособия: «Рисуем пальчиками», «Цвета», «Чудо-карандаш».

5. Методическая литература:

«Рисование с детьми дошкольного возраста» Р. Г. Казакова;

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г. Н. Давыдова

«Нетрадиционные техники рисования» А. В. Никитина ;

«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева ;

«Симфония красок» И. В. Аллаярова;

«Изобразительное творчество в детском саду» И. А. Лыкова.

Публикации по теме:

Отчет с мастер-класса по нетрадиционной технике рисованияОтчет с мастер-класса по нетрадиционной технике рисования 22 апреля в структурном подразделении "Детский сад №16 комбинированного вида" состоялось методическое объединение на тему "Развитие творческих.

Опыт практической деятельности по рисованиюОпыт практической деятельности по рисованию Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством обучения их нетрадиционных техникам рисования».Поделюсь опытом практической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 3 марта 2015 в 10:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД