Зиля Алтынгузина
Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я выступаю в качестве руководителя кружка по нетрадиционному рисованию. Тема моего опыта работы: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования». Актуальность данной проблемы в том, что дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающий для себя этот удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуется его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная,художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Публикация «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения : коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, существует возможность нарушать правила использовать некоторые материалы: а вот пальчиком да в краску! Очень важной составляющей значения использования методов нетрадиционного рисования является и то, что нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. В процессе «игры в художника» зона активности ребёнка сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными ; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Характер сюжета рисунка постепенно становится менее агрессивным, более сочным, ярким и чистым по цвету. Это с одной стороны, а с другой – изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике, ребёнок тем самым преодолевает страх. Дальнейшие творчество будет доставлять ему только удовольствие. «Ум ребёнка на кончиках его пальцев», - говорил В. И. Сухомлинский.
Таким образом, рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать.
Целью моего опыта работы является:
• Формирование у детей умений передавать в рисунке свои впечатления от окружающей действительности ;
• Приобретение изобразительного мастерства ;
• Развитие у детей технических навыков ;
• Развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
Задачи работы :
• Развивать художественное восприятие жизни ;
• Развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов;
• Учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы ; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа;
• Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов, композиций, а так же материалов, инструментов, технических способов и приёмов реализации замысла;
• Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами (гуашь, акварель, мелки,
• Развивать художественно-эстетический вкус.
Критерии планирования моей работы:
• Доступность ;
• Системность ;
• Эмоциональность;
• Гибкость в подходе к содержанию материала.
Систему первоначального этапа организации работы выше названного направления можно представить следующим образом :
• Первичная диагностика, позволяющая выявить степень подготовленности детей к занятиям изодеятельности ;
• Организация занятий с учётом возрастных особенностей детей ;
• Диагностика результативности работы;
Используемые в организации занятий приё мы:
• Беседа ;
• Чтение стихов ;
• Одгадывание загадок ;
• Рассматривание иллюстраций;
• Создание игровых и проблемных ситуаций ;
• Проведение экспериментов и опытов;
• Слушание музыкальных произведений ;
В учебный процесс за прошедшие годы были включены следующие изобразительные средства и технологии :
• Рисование пальцами, ватными палочками, тычками, ладошками, трубочками;
• Печать печатками, печать поролоном через трафарет ;
• Монотипия;
• Кляксография;
• Граттаж;
• Набрызг ;
• Восковые мелки +акварель ;
• Фотокопия ;
Методическое обеспечение :
В первые годы кружковой работы использовала для планирования и проведения занятий пособие Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», где имеется описание около 30 техник рисования и конспекты занятий. В настоящее время в составлении своего перспективного плана использую следующие пособия :
• «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 1 и 2 части Г. Н. Давыдова;
• «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» А. В. Никитина;
• «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева;
• «Увлекательное рисование методом тычка» К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин.
Практическую помощь оказывает методическое обеспечение периодических изданий : «Дошкольное воспитание» ; «Дошкольная педагогика» .
Результаты диагностики свидетельствуют стабильность показателей: 2012-2013 уч. год. – выполнение программы составляет 86%, 2013 -2014 уч. год – 88% .
Результативностью работы также считаю:
• Регулярную организацию выставок детского творчества на стенде ДОУ ;
• Участие детей – кружковцев в конкурсах детского творчества ;
Развивающая среда творческой мастерской представлена:
1. Рабочее место педагога:
• Папки –накопители по кружковой работе;
• Методическое сопровождение работы кружка;
• Методическая копилка опыта работы ;
• Организация работы кружка;
• Работа с родителями.
2. Оборудование и материалы:
• Устойчивые столы ;
• Свободный доступ к воде;
• Изобразительные материалы;
• Кисти разных размеров и жёсткости;
• Ёмкости для воды;
• Бумага ;
• Трафареты;
• Различные материалы (трубочки, пробки, губка и т. д)
3. Стендовая информация.
• Папка-передвижка;
• График работы;
• График проветривания;
• График уборки помещения;
• Картина «Я люблю тебя, мой город»
4. Игршки и пособия :
• Кукла «Королева кисточки» ;
• Резиновые и мягкие игрушки ;
• Дидактическя игра «Контрастные и гармонические цвета».
• Развивающие игры : «Угадай роспись», «Собери букет», «Палитра», «Цвет и форма».
• Пособия: «Рисуем пальчиками», «Цвета», «Чудо-карандаш».
5. Методическая литература:
• «Рисование с детьми дошкольного возраста» Р. Г. Казакова;
• «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г. Н. Давыдова
• «Нетрадиционные техники рисования» А. В. Никитина ;
• «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева ;
• «Симфония красок» И. В. Аллаярова;
• «Изобразительное творчество в детском саду» И. А. Лыкова.