Наталья Понамарева
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению лепке
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность требует воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Нам, взрослым необходимо развивать в наших детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Художественная деятельность выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению лепке» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- Темочки
Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определённые качества. Занимаясь лепкой, ребёнок знакомится с объёмной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают опыт ребёнка. Чем чаще ребёнок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности.
Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объёмному способу изображения предметов. Вылепленные предметы являются как бы маленькими копиями настоящих вещей, их можно использовать в игре как заместители окружающих предметов. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается «как настоящий», если вылеплен, а не нарисован [1, 279].
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.
Одним из основных принципов работы дошкольного учреждения на современном этапе развития нашего общества, исходя из Концепции дошкольного воспитания, является гуманизация педагогического процесса. Ее основной смысл – поставить в центр внимания всей педагогической деятельности ребенка, удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развитие его способностей, творчества, воображения, обеспечение его эмоционального благополучия. Важный путь в гуманизации педагогического процесса – усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитие художественно-творческих способностей всех детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении. А одно из условий – приоритетное внимание к специфическим видам деятельности, в том числе изобразительной.
Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.
Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. К сожалению, в некоторых дошкольных образовательных учреждениях сохраняется формальный подход к усвоению знаний детьми, однообразное повторение одних и тех же действий отбивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Педагоги часто затрудняются при выборе специфических художественных материалов, не учитывают их выразительных свойств, фрагментарность знаний не способствует формированию «ручной умелости» - залогу будущей успешности.
Вышеуказанные недостатки обозначились из-за неполного объема созданных педагогических условий в детском саду. Это позволило сформулировать противоречия между необходимостью развития детского художественного творчества и недостаточностью использования педагогических средств в ДОУ.
Проблема: какое средство будет эффективным для развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста?
Тема исследования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению лепке».
Объектом исследования является педагогический процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет: лепка как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению лепке будет эффективным, если:
- будет осуществлен отбор методов и приемов формирования творческих способностей, обеспечивающих возможность включения детей в практическую деятельность;
- работать над формированием творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения лепке.
- для усиления выразительности образа будет предложено детям использовать в лепке дополнительные материалы (бросовый и др.).
Цель данного исследования - изучение влияния лепки на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей.
2) Дать анализ значения лепки и её своеобразия как вида изобразительной деятельности.
3) Раскрыть методы и приёмы, особенности методики проведения занятий по лепке. Раскрыть условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой.
4) Определить сформированность изобразительных, технических навыков и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5) Подобрать и апробировать систему занятий по лепке, направленных на развитие творческих способностей в старшей группе.
6) Дать сравнительный анализ 1 и 3 этапов практической работы на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.
В процессе работы над данным исследованием были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; констатирующий, формирующий и контрольные этапы исследования, педагогическое наблюдение, беседа, тестирование и изучение продуктов детского творчества; математические методы обработки результатов исследования.