МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Валяние ёлочки (по-мокрому)

Наталья Петрова
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Валяние ёлочки (по-мокрому)

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса,жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, Валяние ёлочки (по-мокрому)» размещена в разделах

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, бумаги, природного материала. В процессе работы дошкольники познают свойства этих материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальныевозможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает поделку, то в последствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму и учебной деятельности в школе.

Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.

У старших дошкольников необходимо активно развивать конструктивные способности и умение делать своими руками атрибуты к ролевым играм, различным видам театров и т. д. В этом возрасте продолжает развиваться образное мышление, ребята способны решать задачу не только в наглядном плане, но и создавать объекты своими руками, тесно взаимодействуя со взрослыми и сверстниками.

Начатую в средней группе работу по обучению практическим навыкам рисования, лепки и конструирования в старшей группе продолжают занятия ручного труда, как средство самовыражения и демонстрации воспитанником ранее приобретённых умений.

Совестные занятия взрослого с детьми дают возможность испытать ребёнку чувство радости и удовлетворения от участия в общей работе. Это создаёт положительный эмоциональный фон не только у одного воспитанника, но и в целом у всей группы детей, что является очень ценным для детей в наше не очень простое время. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества детей, отмечают, что разные виды продуктивной деятельности положительно влияют на эмоциональный настрой ребёнка и активно развивают его творческие способности. На этой основе формируются личностные качества человека: ручная умелость, внимание, воображение и конструктивное мышление. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- совершенствовать художественно-творческие способности детей;

- способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;

- развивать умение создавать художественные образы, развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, многие атрибуты для настольного театра я делала своими руками. Дети всегда с большим удовольствием и интересом наблюдали, как я мастерю игрушки из шерсти. Мне захотелось попробовать научить своих ребят этому ремеслу. Так в свободное от занятий время я стала обучать желающих валянию из непряденой шерсти.

История этого необыкновенного вида рукоделия уходит корнями в далекое прошлое. Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Валять шерсть можно двумя способами - мокрым и сухим. Наиболее приемлемым для детей 5-6 лет способом овладения этой техникой, является мокрое валяние.

Мокрое валяние – валяние руками с помощью воды и мыла.

При этом способе валяния - шерсть, разложенную слоями, пропитывают мыльным раствором и поглаживают (трут) руками, постепенно увеличивая нажим.

Из непряденой шерсти можно сделать как очень простые (бусины, так и очень сложные (сумки, картины/панно, верхнюю одежду) изделия – все зависит лишь от Вашего желания и фантазии!

Валять из шерсти могут не только взрослые, но даже маленькие дети, например, бусины или толстые веревочки, из которых, с помощью взрослых, можно сделать игрушку или украшение – это очень полезно для развития моторики. Работать с шерстью очень увлекательно и приятно – это мягкий, тёплый и живой материал!

План совместной деятельности с детьми старшей группы по валянию атрибутов для театрализованной деятельности (ёлочки).

Цель:

1. Продолжать учить детей мокрому валянию из шерсти.

2. Развивать у детей мелкую моторику рук и координацию движений.

3. Продолжать учить детей работать совместно, не мешая друг другу, слушать и понимать инструкции взрослого.

4. Развивать воображение и умение видеть из частей целое.

5. Доставить детям радость от совместной деятельности.

Материал и оборудование для совместной деятельности:

-непрядёная шерсть (гребенная лента) зелёного цвета трёх оттенков;

-клеёнки (по количеству столов);

-подносы с пупырчатой плёнкой (по количеству детей);

-мыльная вода на основе жидкого мыла для рук в бутылочке с распылителем (по кол-ву столов);

-москитная сетка (15х15 см, по количеству детей,

-ведро пластмассовое;

-полотенца (по количеству детей).

Подготовительная работа:

[/i]

Накануне вечером дети на подносах с пупырчатой плёнкой раскладывают шерсть трёх оттенков известным способом в форме кругов разного размера (шерсть раскладывается тонкими прядями в три слоя, вдоль-поперёк-вдоль, одновременно формируется круг).

Совместная деятельность.

[/i]

1. Загадать загадку о ёлочке.

2. Рассмотреть вместе с детьми ёлочку, сделанную воспитателем.

3. Предложить детям сделать ёлочку для театра своими руками.

4. Вспомнить с детьми последовательность работы с шерстью (заготовку накрываем москитной сеточкой, чтобы не сдвинуть узор, затем смачиваем мыльной водой, следим за тем, чтобы она пропиталась насквозь, начинаем медленно её поглаживать,убираем москитную сеточку, затем постепенно усиливаем нажим и так валяем до полного сцепления волокон друг с другом).

5. Сам процесс мокрого валяния (воспитатель помогает детям справиться с поставленной задачей, создавая положительный эмоциональный настрой)

6. После того,как сваляется круг из шерсти,необходимо положить его центр на большой палец руки и сверху зажать кулачком другой руки,затем прокручивать,чтобы получился конус (макушка яруса ёлочки).

7. Ополоснуть заготовки от мыла и разложить сушить.

8. Дать положительную оценку детских работ.

9. Убрать рабочее место.

На следующий день, после того, как заготовки высохнут, воспитатель вместе с детьми собирает ёлочку на каркас из проволоки, и она помещается в театральный уголок.

Литература:

1. Васильева М. А., Программа воспитания и обучения в детском саду Мозаика-Синтез, 2010

2. Артёмова Л. В., Театрализованные игры дошкольников М. : Просвещение, 1991.

3. Трифонова Н. М., Кукольный театр своими руками М. : Рольф, 2001.

4. Чурилова Э. Г., Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. Петрова И. М., Театр на столе. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

6. Сорокина Н. Ф., Играем в кукольный театр: Программа «Театр творчество детям». М. : АРКТИ, 2004.

7. Куцакова Л. В., Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет: Мозаика-Синтез 2007.

8. Журнал «Дошкольная педагогика» №1 2010. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС.

Публикации по теме:

Формирование творческих способностей у детей с ОНР Как можно у дошкольников развить фантазию, умение творчески мыслить? Что для этого нужно сделать? Из своего педагогического опыта могу точно.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей. Все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Валяние ёлочки (по-мокрому)
Опубликовано: 6 мая 2014 в 17:54
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД