Галина Смирнова
Развитие творческих способностей детей в декоративной художественной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Известный педагог - новатор Ш. А. Амонашвили отмечал, что "дети не ро-ждаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, поэтому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и ещё надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу".
Актуальность темы состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. Одни из принципов ФГОС ДО звучит так: Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Сегодня знакомство с культурой и традициями своего народа является неотъемлемой работой педагогов нашего МБДОУ. Главная задача любого взрослого – привить ребенку чувство уважения и любви к своей Родине. Наша идея состояла в том, что решая задачи художественно-эстетического развития, нами было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей. Знакомство детей с народными про-мыслами Нижегородской области, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями
Публикация «Развитие творческих способностей детей в декоративной художественной деятельности» размещена в разделах
Теоретическая база опыта. Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы. Были изучены «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности. Педагоги: А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. М. Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного. Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка.
Инновацией в нашей работе стала разработка системы дидактических игр по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством. В систему вошли такие игры как: «Узнай элементы узора», «Собери целое», Собери «Гжельский узор», «Найди пару» и др.
Наблюдения показывают, что некоторых наших детей отличает неумение отойти от образа, воспринимаемого в начале НОД и не желание творить, т. е. добавлять что-то свое новое, необычное, а это и есть недостаток творческих проявлений. Изучая развитие творческих способностей в изобразительной деятельности в начале года мы провели обследование уровня развития детей в изо деятельности по программе «От рождения до школы» исследовались такие качества как: Знания и представления: 1. детей о предметном рисовании; 2. декоративном рисовании. Умения и навыки детей : 3. передавать в рисунке образы предметов, 4. объектов, 5. передавать отличия предметов по форме, 6. располагать изображение на листе бумаги, 7. умения высветлять цвет добавляя в краску воду, 8. различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, умения замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги,9. строить композицию рисунка, 10. проявлять самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения, 11. создавать узоры по мотивам народных росписей, 12. расписывать вылепленные игрушки, 13. создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах, предметов и игрушек, 14. выделять и передавать цветовую гамму и элементы узора.
Анализ результатов обследований показал, что дети недостаточно само-стоятельны в определении замысла и его реализации, тематика детских ра-бот отличается стереотипностью, стандартностью, однообразием. В некото-рых работах видна оригинальность, что свидетельствует о развитии творческого воображения, но качество детских работ в плане выразительности невысокое.
Задачами работы стали:
- обогащение представлений детей об окружающем мире;
I этап: Содействовать накоплению детьми непосредственных впечатлений.
- содействие развитию замыслов и творческих технических умений у детей;
- ознакомление детей с нетрадиционными изобразительными материалами и техниками работы с ними.
II этап: «Владение техникой и развитие изобразительных умений и навы-ков детей в изобразительной деятельности».
III этап: «Творческий»
Данная работа будет интересна для практических работников тем, что в этом направлении огромный простор для деятельности, т. к. декоративно-прикладное искусство включает в себя очень много направлений (росписи, лепка, аппликация, бисер, резьба, вышивка, тиснение на фольге и др.). Проработав одну тему, можно углубляться по многим направлениям (филимоново, дымка, городец, гжель, хохлома, и т. д., нарабатывать интересный дидактический материал, обогащать информационно-техническими наработками, подбором музыкальных и литературных произведений, во-влекать в свою работу все заинтересованное окружение (от родителей, дедушек и бабушек до учителей начальной школы, проводить интегрированные занятия с узкими специалистами, использовать нетрадиционные способы рисования и др.