Лучший педагог года

Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности

Оксана Юрьевна Садреева
Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №261 г. о. Самара

(слайд 1) Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности

Выполнила: Садреева Оксана Юрьевна

Публикация «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности» размещена в разделах

(слайд 2) Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.

(слайд 3) Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Между тем не каждый воспитатель обладает творческими способностями или не может их правильно применить и использовать в нужное время. В разрешении данных вопросов заключается проблема исследования, тема которого «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности».

(слайд 4) Методологические характеристики - представлены в презентации

(слайд 5) Задачи исследования - представлены в презентации

(слайд 6) Гипотеза исследования - представлены в презентации

(слайд 7) Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в изучении развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности и последующей экспериментальной проверке поставленной гипотезы.

(слайд 8) На первоначальном этапе опытно-экспериментальной работы мы изучили имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: Ю. В. Рузанова «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество», программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильева, систематизировали полученные знания. Проанализировали материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провели мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество», включающий в себя анкетирование родителей и диагностику детей.

(слайд 9) С целью выявления особенностей развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности, использовали методики Т. Г. Казаковой и Лыковой И. А.

С целью проверки уровня художественного развития в изобразительной деятельности провели следующие занятия:

1. Задание по восприятию искусства (беседа)

Предложили детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравится, сказать, что особенного в ней понравилось. Предложить придумать название картины.

2. Задание по рисованию (исполнительство и творчество)

Предложили детям нарисовать, как они представляют, рисунок на тему «Я и моя семья». Они могли выбрать материалы: карандаши, фломастеры, краски. Дали им альбомный лист.

3. Задание по рисованию (наблюдение) на тему «Чем я люблю заниматься». Каждый ребёнок рисует то, что он любит делать.

В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественно – образную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Диагностика проводилась в сентябре месяце. Принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет. (слайд 10) Первичная диагностика показала, что у 40 % (8 детей) низкий уровень развития творческих способностей в процессе самостоятельной продуктивной деятельности, у 40 % (8 детей) – средний уровень, у 20 % (4 детей) - высокий уровень развития творческих способностей. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы по проблеме развития творческих способностей старших дошкольников.

(слайд 11) Исходя из полученных данных, составили тематический перспективный план работы с детьми с 01.10.2013 по 01.04.2014 года, план дидактических игр и работы с родителями, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по развитию творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности.

Формирующий эксперимент проходил в течение всего учебного года, работа велась в соответствии с новыми ФГОС. Все запланированные занятия были проведены.

(слайд 12) Основные направления нашей деятельности:

1. Обогащение развивающей среды необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающих художественно – творческое развитие.

(слайд 13) В группе появился «центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: (слайд 14) кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктельные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д.

(слайд 15) Появился стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности.

(слайд 16) 2. Направление на организацию совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей по образовательной области «Художественное творчество».

В лепке: использование глины, соленого теста, бумажной массы, фольги, репейника.

Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

(слайд 17) Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками.

В рисовании: ладонная и пальцевая техники, гратаж, кляксография, ниткография, монотипия, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями;

(слайд 18) В аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина). Использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, яичной скорлупы, окрашенного песка и других материалов.

(слайд 19) 3. Направление одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

С этой целью мы провели ряд консультаций для родителей и воспитателей: "Игрушки из бросового материала своими руками" "Нетрадиционные способы рисования», выступила с докладами из опыта работы: «Развитие художественного творчества у дошкольников». Вовлекали родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становились выставки творчества детей и родителей группы: выставки «Золотая осень», «Весенний пейзаж», «Цветные ладошки», (слайд 20) «В гостях у сказки», выставки поделок из бросового и природного материала (слайд 21) «Наши руки не для скуки», «Наши мамы мастерицы». Организовали и проводили семейные праздники и викторины об искусстве. Дети и родители участвовали в проектах «Моя семья», «Родословное древо».

(слайд 22) По окончании формирующего эксперимента было проведено повторное обследование детей. В контрольном эксперименте (апрель 2014г.) использовались диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, но с небольшим усложнением.

Вторичная диагностика показала, что у 40 % (8 детей) детей средний уровень развития творческих способностей, у 60 % (12 детей) – высокий уровень развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности.

(слайд 23) Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента сентябрь 2013 г. – апрель 2014 г. представлены

Выводы нашей деятельности:

- Создали развивающую среду в группе.

-Родители стали активными субъектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности.

- Систематизировала и обогатила, применила на практике свои знания об инновационных формах, методах и приемах формирования художественно – творческих способностей детей дошкольников.

- Разработали перспективный план, план дидактических игр, план работы с родителями.

Для детей:

Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.

Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов.

Появился интерес к творческому экспериментированию.

У детских работ появился индивидуальный почерк.

Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

Повысился уровень художественно – творческих способностей.

(слайд 24) Таким образом, подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень самостоятельной продуктивной деятельности, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

(слайд 25)

Благодарю за внимание.

Публикации по теме:

«Я знаю свою улицу» (виртуальная экскурсия) Описание работы Авторы: Воспитатель – Купряшина Виктория Владимировна Педагог-психолог - Артамонова Алла Борисовна муниципальное бюджетное.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности
Опубликовано: 14 октября 2014 в 17:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД