Ольга Чугреева
Развитие творческих способностей в процессе ручного труда
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей в процессе ручного труда
«Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта».
Э. Фромм
Неотъемлемой составной частью в творческой деятельности дошкольника является творческая активность.
Публикация «Развитие творческих способностей в процессе ручного труда» размещена в разделах
Творческая активность – это интегральное качество личности, обнаруживающее и направляющее себя в продуктивной деятельности. Она характеризуется умением и желанием ребенка самостоятельно, инициативно искать и усваивать необходимые знания и умение, способы деятельности, применять их в новых нестандартных ситуациях; решать постоянно усложняющиеся задачи, а также ставить цель и оригинальные способы её реализации.
Изготовляя поделки из различных материалов (бумаги, картона, нитей, кусочков ткани, сыпучих материалов, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере отвечает потребностями, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. И благодаря своей доступности, высокой результативности и целенаправленности позволяет ребенку реализовать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный результат. Поэтому на ранних этапах обучения сочетала ручной труд с рисованием, аппликацией. Подводила детей к сознанию того, что характерные особенности изображаемого предмета могут быть переданы с помощью различных наиболее рациональных способов взаимодействия.
Основным принципом занятий по ручному труду является систематичность. В результате этого повышается чувство ответственности, формируются умения общей культуры труда, сохраняются и возрождаются лучшие традиции эстетической, экологической культуры, расширяются представления о красоте окружающего мира. Поэтому в результате детского творческого труда ребенок сам продумывает как облегчить труд и с экономить силы.
Такие виды ручного труда, как лепка, шитьё, плетение, работа с бумагой тренируют мышцы кисти и пальцы рук, является прекрасным подготовительным средством к письму. Систематическое выполнение трудовых действий совершенствуют координацию движений, гибкость, точность, развивает согласованность в работе глаз и руки. Организованные на занятиях ручного труда игровые моменты побуждали детей выражать свои мысли, чувства, переживания. Чтобы творческим работам создать особую выразительность, необычность, создавала условия для использования дошкольниками разных видов бумаги. Дети с легкостью освоили технику и приемы преобразования материала: сминание, разрывание, сгибание (оригами, поделки из полосок салфеток (скручивание, конусов, построение аппликационных композиций. При этом дошкольники работали как индивидуально, так и подгруппами, фронтально, коллективно.
Необходимость развития тонких движений пальцев на сегодняшний день стоит особенно остро. Поэтому в своей работе использую пальчиковые игры тренинги, психо мышечную тренировку, коррекционные физ минутки, пальчиковую гимнастику.
Реализация интегративных связей позволяет детям наиболее полно и ярко проявлять свои художественно – творческие способности, познать предметы и явления окружающей действительности с разных сторон. Воля творческого воображения и немного фантазии – являются обеспечением творческого развития ребенка.