Марина Мамонтова
Развитие творческой исследовательской активности дошкольников путём экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
В моей группе идея заняться экспериментированием родилась недавно, в октябре прошлого года. Когда мы вместе с детьми начали ухаживать за комнатными растениями и организовали уголок природы.
И вот тогда я поняла, что на современном этапе всё больше внимания должно уделяться практической поисково-исследовательской деятельности, а так как это деятельность зарождается в дошкольном детстве, я решила заняться с детьми одним из самых эффективных методов познания явлений окружающего мира – экспериментированием.
Публикация «Развитие творческой исследовательской активности дошкольников путём экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Прежде всего, я определила цель работы с детьми: «Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования».
Задача педагога – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.
Поэтому в своей группе я оборудовала мини-лабораторию (экспериментальный уголок +мини-лаборатории, разбив его по темам: «Камни, песок и вода», «Воздух», «Бумага».
Для поддержания интереса совместно с детьми был придуман сказочный персонаж – «Любознайка», который принимает участия во всех наших экспериментах.
(Иногда в Любознайку перевоплощается мой сын, он приходит к ребятам на занятия и помогает в проведении опытов. Как, например, помогал он сегодня нам.)
Для последовательного, поэтапного знакомства детей с явлениями окружающего мира я составила перспективный план, в котором раздел исследовательской деятельности может проходить через разные формы работы: экскурсии, прогулки, совместную игровую самостоятельную деятельность детей.
Например, на занятиях по изо-деятельности детям очень понравилось экспериментируют с красками.
Находя нужный оттенок, учатся рисовать деревья, применяя нетрадиционную технику – выдувания из трубочки.
Все опыты и эксперименты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества догадок и гипотез, попытками предугадать ожидаемые результаты.
После проведения экспериментов у ребят возникают множество вопросов, я стараюсь не торопится с ответом, предлагаю поискать ответ самим, спросить у родителей, найти подсказку с помощью книги. В результате развивается умение думать, рассуждать и быть самостоятельным.
Опытно – экспериментальная деятельность детей должна соответствовать возрасту и возможностям детей. Я знакомлю их со свойствами солнечных лучей, которые нагревают окружающие предметы, испаряют влагу. Изучая свойства песка, малыши делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить, но невозможно сделать рисунок, так как он не сыплется. Наблюдая за ветром, дети приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить.
Экспериментальным путем мы с детьми выяснили, что, например:
1. лук может выпускать свои зеленые перья и в воде и в земле;
2. не всегда вода - это благо для растения. Если её очень много - растению плохо, оно погибает;
3. даже в сухой на наш взгляд земле растение находит влагу - лук выпустил зеленые перья, но росли они очень медленно;
4. растениям нужен свет, чтобы они были зелеными.
Дети ежедневно с интересом наблюдали за изменениями, происходящими с подопытными растениями и фиксировали результаты наблюдений.
Смысл эксперимента заключался в том, что любому растению нужна умеренная влага и свет. Несмотря на то, что все луковицы до одной выпустили свои зелёные перья, больше всего рост был у луковиц, которые росли в воде и в земле, которую поливали.
Следующим этапом работы было подключение родителей к непосредственной экспериментальной деятельности. Я предложила некоторым семьям провести дома эксперименты и оформить отчеты о результатах.
Дети вместе с родителями фотографировали свои наблюдения, создавали стенгазеты. И после того, как принесли результаты в группу, рассказывали всем собравшимся о своих достижениях.
Также, в своей работе планирую использовать картотеку опытов, картотеку загадок, тематический план по освоению детьми окружающего мира, карточки – схемы для самостоятельной деятельности детей, также начала оформлять фотоальбом.
В следующем году планирую разработать диагностику, с помощью которой можно будет определить уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.
Соблюдение перечисленных педагогических условий способствует эффективности проведения опытно – экспериментальной работы.