Лучший педагог года

Развитие творчества детей на занятиях лепкой

Светлана Сипкова
Развитие творчества детей на занятиях лепкой

Развитие детского творчества является актуальной проблемой, так как необходимо воспитывать у молодежи творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение фантазию.

В чем заключается творческая деятельность, как ее можно характеризовать?

Публикация «Развитие творчества детей на занятиях лепкой» размещена в разделах

Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человека.

Творчество проявляется в различных областях науки, техники и искусства.

В настоящее время исследованиями доказано, что творческая деятельность в рисовании, лепке доступна уже детям дошкольного возраста. Конечно, детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствовать критериям творчества взрослых.

Дошкольник, так же как и художник, в процессе рисования или лепки идет от замысла, который основан на его опыте и включает в себя возникновение темы, поиски средств ее выражения. Наблюдения за рисованием или лепкой дошкольников говорят о том, что их замыслы возникают или в связи с заданием взрослого, или непосредственно под воздействием какого-либо образа, материала. Следовательно, первым этапом в творчестве ребенка, как и взрослого, является возникновение замысла – темы на основе восприятия окружающей действительности.

Но предварительные поиски художественных средств, планирование работы, обдумывание для творчества ребенка не характерны. Выбрав тему для лепки, ребенок тут же приступает к ее реализации. В процессе изображения он размышляет о содержании своей работы, о том, как ее выполнить, с помощью каких средств, т. е. все те вопросы, которые художник в основном обдумывает заранее, ребенок решает в процессе работы. Период творчества художника связан с определением всего хода работы и протекает до реализации замысла, у ребенка дошкольного возраста по времени совпадает с моментом его реализации. Эта своеобразная черта детского творчества объясняется недостаточной способностью детей к анализу и синтезу, неумением заранее планировать свою работу.

Для осуществления замысла нужно уметь из всей суммы представлений отобрать самые характерные, мысленно представить себе создаваемый образ, выбрать изобразительные и технические средства. Все эти действия требуют развитых процессов мышления. Однако исследования в области лепки и практика в детском саду говорят, что если вести постоянную работу по обучению детей изобразительной деятельности, то их можно подвести к элементам предварительного обдумывания своей работы.

Задачи развития творческих проявлений у ребенка дошкольного возраста находятся в зависимости от его возрастных анатомно-психологических особенностей.

При соответствующем направлении со стороны взрослых ребенок вполне способен воспринимать все основные качества предмета: форму, пропорции, цвет, составные части, а также расположение предмета в пространстве.

На создание зрительных образов влияет не только память, но и процессы мышления, без участия которых восприятие действительности не может быть переработано в зрительные образы. Развитие процессов мышления постепенно делает ребенка способным к выразительному и планомерному изображению предметов. Для того чтобы полнее и ярче изобразить предмет, ребенок должен иметь сформированный зрительный образ, а для этого в свою очередь он должен яснее представить связи и взаимодействие частей предмета. Говоря о развитии у детей процессов мышления, нельзя забывать о том, что ребенку еще трудно в момент лепки представить предмет в целом, со всеми его частями, что ведет к конструктивному подходу в изображении предметов.

Большую роль в детском творчестве, как и в творчестве художника, играет воображение. Известно, что зачатки его у ребенка проявляется еще в предшкольном возрасте. Постепенно в процессе обучения, слушания сказок, рассматривания иллюстраций ребенок перед лепкой способен представить то, что не входит в круг предметов, которые он воспринимает непосредственно. Сначала образы произвольного воображения возникают под влиянием словесного воздействия взрослых, а позднее они могут обуславливаться самостоятельным замыслом ребенка.

Чтобы подвести дошкольника к самостоятельному замыслу, воспитатель должен знать возможности развития произвольного воображения и руководить ребенком, направляя его к планомерной творческой работе.

Говоря о процессе формирования воображения в дошкольном возрасте, нельзя не сказать об эмоциональной стороне, которая влияет на возникновение образов в сознании ребенка. Дети эмоционально переживают все, что видят и слышат. У них складывается определенное доброжелательное или отрицательное отношение к тому, что они восприняли. Этот эмоциональный подъем влияет и на результат изобразительной деятельности детей. Под влиянием своих чувств они наделяют образ теми выразительными чертами, которые помогают окружающим понять отношение ребенка к образу, а в некоторых случаях и содержание изображаемого.

Особенности развития ребенка дошкольного возраста и развития его изобразительных способностей определяют общие задачи развития детского творчества на занятиях лепкой.

Термин «детское творчество» в настоящее время применяется к старшим дошкольникам; что касается детей 2-3 лет, то в процессе лепки при соответствующем педагогическом руководстве у них тоже возникают поиски элементов выразительности создаваемого образа, что позволяет определить круг задач, ведущих к развитию творческих возможностей, и для детей данного возраста.

Таким образом, задачи развития детского творчества основаны на возрастных особенностях дошкольников, в каждой возрастной группе эти задачи конкретизируются различно.

Основные задачи развития детского творчества в лепке следующие :

развивать интерес к данному виду деятельности;

• учить, начиная с младшей группы, создавать форму предмета предметов на основе восприятия действительности путем обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков;

• подводить к использованию и комбинированию вылепленных форм. По мере возможности в каждой возрастной группе научить свободно пользоваться способами лепки и выразительными средствами;

• постепенно научить детей самостоятельно задумывать тему для лепки, пользуясь впечатлениями от воспринятого посредством наблюдения окружающего, от слушания художественной литературы, рассматривания иллюстраций и восприятия произведений искусства;

• учить активно воспринимать указания воспитателя, проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств.

В связи с тем, что развитие творчества, умение детей свободно задумывать тему и решать ее зависят от того, насколько они владеют техникой лепки, на эту сторону следует обратить внимание. На каждом занятии наряду с задачами творческого характера ставятся задачи обучения детей технике лепки. Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка.

Перечисленные задачи должны направить деятельность воспитателя на развитие у детей умения создавать выразительный образ, осуществлять поиск формы, пропорций, дополнительных деталей, углубляющих тему, т. е. поиск выразительных средств, приемов лепки, а также умения планировать свою работу. Ребенок должен овладеть способами творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно организовать свою деятельность. Следовательно, воспитатель должен создать такую обстановку, отобрать такие обучающие приемы и творческие задания, которые дадут детям возможность овладеть комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для создания образа в лепке.

Обучение, организованное воспитателем, должно подвести детей к самостоятельному использованию всего того, что они усвоили в процессе занятий по лепке; кроме того, оно должно проводиться в системе, чтобы обеспечить планомерность усвоения знаний. Задания творческого характера должны быть разнообразными и находиться в определенном соотношении с задачами обучения. Соотношение творческих заданий и задач обучающего характер зависит от возраста и уровня развития детей.

В первой младшей группе дети осваивают первоначальные умения обращаться с пластилином и создавать из нег формы, которые затем будут использоваться при изображении предметов. Сначала задачи имеют учебный и воспитательный характер, но постепенно детей учат лепке по замыслу и комбинированию освоенных форм.

Особенностью изобразительного процесса у детей младшей группы во время занятий по замыслу является то, что они, начиная лепку, не задумывают тему для изображения. Взяв ком пластилина, они сразу начинают мять его всей кистью руки, отрывают от него куски, которые раскладывают на доске и снова собирают в одно целое, пальцами делают углубления. Фактически дети играют с пластилином. Получившиеся изделия дети сами никак не называют и лишь после вопроса воспитателя отвечают. Вначале ответы детей бывают случайными, но постепенно на основе приобретенных знаний, по ассоциации со знакомыми предметами они начинают называть свои изделия.

Занятия по замыслу – важная часть обучения во всех возрастных группах, на них малыши получают возможность самостоятельно применять свои знания; по результатам этих занятий воспитатель намечает следующие задачи обучения, связанные с развитием творческих возможностей детей.

На занятиях, дети 2-3 лет как бы накапливают необходимый комплекс знаний, умений, навыков, элементов творческих действий, которые им понадобятся в более старшем возрасте, когда самостоятельная деятельность примет иной, более творческий характер.

Приемы обучения детей 2-3 лет направлены на освоение формы предметов путем сенсорного обследования, на создание эмоционального настроя во время занятий, что в свою очередь связано с зарождением у детей образного начала в лепке.

Уже в первой младшей группе на занятиях лепкой можно ставить задачи по развитию сообразительности. Так, после того как дети освоили изображение нескольких форм, им предлагают из заранее сделанных воспитателем шара, диска, цилиндра-палочки вылепить какие-нибудь предметы. Подобное задание должно научить ребят самостоятельно комбинировать части при изображении предметов. Первые результаты занятий не всегда успешны, но по мере накопления знаний малыши начинают проявлять самостоятельность, изображая несложные предметы.

Воспитатель может сам показать детям весь процесс лепки какого-либо предмета. Это делается на специальных занятиях, на которых дети только смотрят, как лепит воспитатель. Малыши садятся полукругом, чтобы все видели воспитателя. Обращаясь к детям, он говорит, что будет лепить цыпленка (или какой-нибудь другой предмет). Сначала он лепит отдельные части, затем соединяет их, все время поясняя свои действия. Дети с удовольствием наблюдают весь процесс работы, рассматривают получившуюся фигурку. Такие занятия очень полезны : малыши убеждаются, что из пластилина можно лепить разные предметы, видят четкие действия воспитателя, учатся перед лепкой обдумывать тему работы.

Публикации по теме:

Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНРРазвитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНР Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ОВЗ»Одним из наиболее.

Фотоотчет о занятиях «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц для детей с ТНР»Фотоотчет о занятиях «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц для детей с ТНР» Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Развитие конструктивного творчества у детей дошкольного возрастаРазвитие конструктивного творчества у детей дошкольного возраста Об условиях развития творческой личности неоднократно говорили многие исследователи в области педагогики. Каждый из них рассматривал творчество.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДООРазвитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДОО Все родители хотят видеть своих детей умными, здоровыми, коммуникабельными, но на сегодняшний день все чаще и чаще можно встретить ребенка.

Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности.Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности. .

Развитие творчества детей в рисовании через образы сказочных героев Основная цель работы: развитие творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.

Эмоциональное развитие дошкольников на занятиях по физической культуреЭмоциональное развитие дошкольников на занятиях по физической культуре Эмоциональное развитие дошкольников на занятиях по физической культуре Важное место в нашей жизни занимают эмоции. Умение их контролировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творчества детей на занятиях лепкой
Опубликовано: 26 февраля 2023 в 15:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД