Светлана Денисова
Развитие творчества дошкольников в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творчества дошкольников в игре.
В развитии творческого потенциала детей особая роль принадлежит игре. В самой природе игры заложен источник неиссякаемого творчества. Центром игры является воображаемая ситуация – действие не в реальном, а в условном, воображаемом плане.
Публикация «Развитие творчества дошкольников в игре» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Одной из главных особенностей игры в этом смысле является эмоциональная увлеченность ребенка отображаемыми событиями: девочка беспокоится, если «подгорит котлета», мальчик бережно везет заболевшую куклу на машине. Дети радуются приходу «гостей», удачной посадке самолета и т. д. игра всегда связана с развитием и воспитанием чувств детей. Эмоциональная и интеллектуальная сторона развития взаимообусловлены и естественно вытекают из реальной жизни ребенка. Он обычно по-настоящему переживает то, что отображает в игре и мыслить может о том, что ранее эмоционально воспринимал в жизни. В игре проявляются потребности ребенка – дошкольника, неосуществимые пока желания. Они связаны со стремлением действовать как взрослый. Но реальные возможности и условия жизни в современном обществе таковы, что дети не в состоянии немедленно осуществить свои желания в настоящей жизни. Например, ребенку интересно и очень хочется управлять автомобилем, стирать белье, забивать гвозди и т. д. Но это ему еще не под силу, иногда даже опасно для жизни. Естественно, что взрослые запрещают многое. И тогда он пытается достичь желаемого в воображаемой ситуации. Без этого «вызревания нереализуемых немедленно потребностей» (Л. С. Выготский) не может быть игры.
Развитую форму игровой и воображаемой ситуации принято относить к 3-м годам. Умение действовать в условном плане появляется не вдруг. Он постепенно формируется взрослыми, начиная с раннего возраста и во многом зависит от развития первых сюжетных игр, содержанием которых становятся дейсвтия с предметами – игрушками: дети перевозят на машине кукол, кормят, укладывают спать. Очевидно, что подобные игры не могут быть без игрушек, передающих в обобщенной, художественной форме образы людей, животных, предметы игрового обихода и др. они используются, в основном, в сюжетных играх и имеют изобразительный, художественный образ. По современной классификации игрушек их обозначают как сюжетно – образные. Первые сюжетные игры в отличии от предметных действий, направленных на получение конкретных результатов, всегда несут элементы условности.
С возрастом возможности детей действовать в воображаемой ситуации увеличивается. Связаны они с овладением и совершенствованием игрового действия. В игровом действии, в отличии от реального, не требуется детализированных действий, необходимых для достижения результата. Ребенок, как бы избегая трудных операций, совершает те, которые ему приятны и интересны, использует одни предметы вместо других, придает им свой, новый смысл.
В игре мы наблюдаем расхождение между осознаваемой целью и реальными операциями (ребенок двигает стулом, а заявляет, что едет на машине, при этом предметы имеют особый, «личностный смысл» (стул-машина, обруч-руль). Игровой смысл базируется на прошлом эмоциональном и интеллектуальном опыте ребенка, на знании реальной жизни, истинного назначения предметов, их функций; особенностей поведения животных; действий и взаимоотношений людей.
Игра имеет свои законы развития. Каждому возрасту соответствует определенный уровень игры и уровень руководства ею со стороны педагогов. Только наблюдать и ждать, когда «вызреют» условия для перехода на следующий игровой уровень – значит тормозить игровую деятельность ребенка.
Термин «руководство игрой», обозначающий в дошкольной педагогике совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение игровыми умениями, используется нами в единстве с термином «развитие», потому что основная педагогическая цель – последовательно руководить процессом развития самостоятельной творческой игры каждого ребенка и играющего коллектива в целом.
Анализ практики воспитания детей от 2 до 6 лет показывает, что при руководстве игрой у воспитателей возникает ряд трудностей. Почти в каждой группе есть дети не играющие и не любящие играть. Они, как правило, не проявляют интереса к сюжетно-образным игрушкам или однообразно манипулируют ими. Это понижает тонус эмоциональной и познавательной активности, что не может не сказаться отрицательно на овладении программным материалом, требующим определенного развития мышления и речи в значительной степени формирующиеся в игре. Формальный анализ состояния игровой деятельности ведет к тому, что оцениваются или педагогические приемы или тематика отображаемых ребенком событий; и совсем не обращается внимание на то, как изменяются способы воспроизведения им реального опыта в игре. Наблюдается тенденция формального обучения игровым действиям, сюжету без учета интересов, практического и игрового опыта ребенка.
Для преодоления недостатков в руководстве игрой, поисков путей ее формирования важно учитывать то обстоятельство, что единицей игры является отдельное игровое действие. Уже в раннем возрасте у детей можно наблюдать цепочку действий с игрушками, объединенную жизненной логикой, что образует сюжет игры. С возрастом, с развитием игры увеличивается количество игровых действий. И часто, исходя из этого, воспитатели делают вывод: чтобы научить детей играть, надо научить их большому числу игровых действий, затем игровых сюжетов.
При поиске методов формирования игры важно знать специфику игрового действия. Оно всегда направлено на достижение определенной цели с учетом игровых условий или с их подготовкой и преобразованиям. Получается, что по ходу игры ребенок решает ряд игровых задач, в которых учится ставить цель, учитывать и готовить условия для ее достижения, усваивает более сложные способы действия. Только все вместе взятое обеспечивает развитие игровой деятельности.
Развитие способов решения игровых задач происходит следующим образом: сначала дети овладевают предметно-игровыми действиями с сюжетно – образными игрушками, все условия для игры готовит взрослый. Затем они переходят к игровым действиям с воображаемыми предметами. Далее подобные действия обобщаются, свертываются, превращаясь в указанный жест в сторону игрушки. И, наконец, дети не производят знакомые действия, но обозначают их словами (куклы уже поели; они поспали). Дети самостоятельно готовят условия для игры, совершают при этом более трех подготовительных действий: перед кормлением кукол готовят им обед, накрывают на стол, старательно усаживают их вокруг стола.
Если воспитатель активно формирует игру ребенка младшего и среднего дошкольного возраста, то к 5 годам игра приобретает самостоятельный творческий характер.
В играх детей отражаются самые разные знания о мире, перемежаются реальные и сказочные эпизоды. Тематика и сюжет игр – оригинальны и неповторимы. Игровые задачи дети предпочитают решать совместно. Преобладает групповая игра: развитие самостоятельной игры происходит в основном благодаря умению детей создавать игровые проблемные ситуации.
Изменяется значимость педагогических формирующих факторов. Уменьшается роль обучающего воздействия педагога как носителя образца игрового поведения. Игровые проблемные ситуации все чаще задаются самыми детьми. Игра начинает приобретать статус саморазвивающейся ведущей деятельности дошкольника.
Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала направляет ребенка на самостоятельный поиск и активное решение игровых задач, побуждает к различным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду необходимо изменять с учетом практического и игрового опыта детей.
В процессе игры мало ставить детей в такие условия, чтобы они использовали игрушки, разные по образцу. От этого во многом зависит своевременный переход ребенка на более высокий уровень игры.
В среднем и старшем дошкольном возрасте для игры используют не только игрушки-самоделки, сделанные взрослыми, но и сами дети по мере овладения продуктивными видами деятельности способны «оснащать» игру неповторимыми атрибутами. Например, силуэты, вырезанные из бумаги формы (пальто, сарафан, платок, можно надеть на плоскую куклу, вырезанную из картона. Можно раскрасить ленты для кукол.
Коллективная композиция на бумаге – цветы и цыплята на лугу – замечательный коврик для кукол.
Изделия из пластилина, глины – это новые игрушки, они не для витрины, они живут в группе и в семье ребенка. Поделки из глины, соленого теста (яблоки, пирожки, печенье, миски) – украсят любой стол, могут изготавливаться по ходу игры.
В старшем дошкольном возрасте на занятиях ручным трудом дети изготавливают игрушки, поделки, сувениры, украшения из природного материала. Делают игрушки-самоделки, предметы кукольного уголка и театра (фигурки животных, людей, предметы мебели). Вновь полученные знания обогащают сюжетно – коллективную игру детей.
Таким образом, при условии максимального единения игры с разными видами занятий можно неформально использовать результаты художественной творческой деятельности.
Организация игры с крупными нейтральными по отношению к любому содержанию игры средообразующими предметами дает возможность детям замещать не только один конкретный необходимый предмет, но и создавать целую предметную ситуацию, сомасштабную пространству игровой комнаты, или детской площадки на участке детского сада.
Полуготовый крупный сюжетно-неоформленный материал объединяет детей в общем деле, стимулирует их поисковую деятельность и творчество, способствует как интеллектуальной, так и двигательной активности. По ходу игры возникает экспериментирование и в воображаемой ситуации, и в реальном действии, в реальном движении с опорой на изменяющуюся предметную среду. Это, в свою очередь, подсказывает новые игровые ходы, игровые задачи.
В настоящее время в дошкольной педагогике используется такое игровое средство как компьютер. Компьютерные игры предлагаются в виде компьютерно -игрового комплекса, который представляет особый метод и систему педагогических условий и новое содержание детской деятельности.
Использование компьютера дошкольниками не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности. Компьютеры в детском саду используются как средство игры, как новая сложная, но интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он решает разнообразные игровые задачи.
Компьютерные игры включают в себя те элементы знаний, которые в обычных условиях и обычными средствами затруднительно и невозможно понять. В связи с тем, что в компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому особую значимость приобретает подготовка детей к этим играм. Компьютерным играм должны предшествовать игры с обычными игрушками и предметами-заместителями. Поэтапное формирование разных видов традиционных игр создает базу для приобщения детей к компьютерным играм.
Профессиональное применение традиционных средств и новейших технологий позволяют повысить уровень игровой деятельности детей, способствует их творческому развитию.