МААМ-картинки

Развитие умственных способностей, самостоятельности и активности через математические занятия программы Е. В. Колесниковой

Светлана Денисова
Развитие умственных способностей, самостоятельности и активности через математические занятия программы Е. В. Колесниковой

Умственное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий.

Важной задачей по развитию элементарных математических представлений является развитие интеллектуальных умений и навыков, т. е. формирование простейших способов умственной деятельности : обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.

Публикация «Развитие умственных способностей, самостоятельности и активности через математические занятия программы Е, В, Колесниковой» размещена в разделах

В результате математического образования дошкольники не только совершенствуют счетную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении задач.

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, смекалистыми – одним словом умными. Общеизвестно, что все мы рождаемся с разными задатками, в том числе и в умственной деятельности, умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал свое мышление сам.

Важно помнить народную мудрость: ум гибнет не от износа, он «ржавеет» от неупотребления!

Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких элементарных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.

Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития восприятия, т. е. сенсорного развития детей. Сама способность к обобщению и абстрагированию развивается на основе практики выявления свойств реальных предметов, сопоставления и группировки их по выделенным свойствам. Поэтому специальная работа по формированию математических представлений ведется на протяжении дошкольного детства в тесной связи со всей учебно–воспитательной работой в детском саду.

Освоение детьми старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений, является одним из наиболее важных в системе дошкольного образования в силу особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщении его к активной, целенаправленной, развивающей деятельности.

Существует ряд альтернативных программ («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки», «Программа обучения и воспитания в детском саду» М. А. Васильевой и др., основанных на разных теоретических подходах. Соответственно и содержание обучения математике в этих программах имеет свои особенности.

Практика обучения показала : на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Обучать всем этим математическим премудростям можно по-разному, поэтому для более продуктивной работы по данному направлению на протяжении двух лет, для проведения занятий по ФЭМП, я использую программу «Математические ступеньки» п/р Е. В. Колесниковой.

По моему мнению, в программе «Математические ступеньки» подача учебного материала преподносится гораздо интереснее и живее, чем в методике Л. С. Метлиной «Математика в детском саду», по которой я работала раньше. В «Математических ступеньках» раскрываются особенности организации познавательной деятельности детей, направленной не только на формирование у дошкольников математических представлений, но и на их развитие в целом, компенсируется дефицит речевого общения, внимание ребенка целенаправленно фиксируется на определенных понятиях и представлениях. Создаются условия, при которых дети не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но и учатся способам самостоятельного постижения, в результате чего у них развиваются мышление, память, воображение, самоконтроль и самооценка. Дети начинают контролировать свою работу, руководствуясь пояснением, показом педагога. Включение самоконтроля и самооценки в процесс обучения вызывает существенные изменения в процесс выполнения задания. Дети учатся не только слышать, но и слушать. Положительная самооценка позволяет ребенку достичь успеха, ведь ему очень важно, что он думает о самом себе. Так же формируются личностные качества, необходимые для обучения в школе (самоконтроль, самостоятельность, самооценка, инициативность).

Я считаю, что программа «Математические ступеньки» учит детей понимать задачу, организовывать свою деятельность, формировать навык самоконтроля и самооценки, развивает активность и самостоятельность.

Содержание программы отражает систему развития математических представлений, в которой главная роль отводится деятельности ребенка, педагог направляет и руководит.

Программа представляет следующие разделы:

• количество и счет;

• величина;

• геометрические фигуры;

• ориентировка во времени и пространстве.

Вместе с этим содержание расширено и усложнено:

• ознакомление детей с цифрами (со средней группы);

• обучение логических задач, математических загадок.

• знакомство с тетрадью в клетку и способами работы в ней (со старшей группы);

Использование тетради, которая прилагается к программе, помогает мне быстро подготовиться к занятиям. Игровые упражнения, стихи, рисунки, задания практического характера помогают последовательно усваивать поставленные перед детьми задачи. По этим же индивидуальным тетрадям очень удобно выявлять уровень трудностей у ребенка. Детям нравиться заниматься в тетрадях, они с нетерпением ждут следующего занятия.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в подготовительной к школе группе при реализации программы «Одаренный ребенок»Предметно-развивающая среда в подготовительной к школе группе при реализации программы «Одаренный ребенок» Умственное развитие- это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи.

Статья «Как помочь талантливому ребенку» Умственное развитие детей порой способно удивлять. Каждое дитя неповторимо, но если понаблюдать, можно заметить достаточно много черт, характерных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие умственных способностей, самостоятельности и активности через математические занятия программы Е. В. Колесниковой
Опубликовано: 5 января 2014 в 14:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД