МААМ-картинки

Развитие певческих навыков у детей с речевыми нарушениями. Цикл вокальных упражнений

Наталья Базаева
Развитие певческих навыков у детей с речевыми нарушениями. Цикл вокальных упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Процесс развития вокальной исполнительской культуры у детей с речевыми нарушениями является, с одной стороны, одним из направлений формирования их художественной культуры, а с другой – средством коррекции голоса, артикуляции, дыхания.

Известно, что голосовой аппарат- это сложная система, все части которой тесно взаимосвязаны между собой. Голосовые упражнения обязательно должны сочетаться с дыхательными и артикуляционными на материале слогов, слов и фраз, произношение которых доступно ребёнку. Необходимо также использовать речевой материал эмоционального содержания, поскольку эмоции: радость, огорчение, удивление, испуг и т. д., непосредственно отражаются на качестве пения.

Публикация «Развитие певческих навыков у детей с речевыми нарушениями, Цикл вокальных упражнений» размещена в разделах

На музыкальных занятиях можно добиться значительных успехов в развитии голоса, расширить его диапазон, научить ребёнка моделировать голос по силе и высоте, выделять словесное и логическое ударение, выражать различные интонации. В логопедической группе пение используется как коррекционное средство, способствующее формированию звуковысотного слуха. Развитию дыхания, ритмического чувства, голоса, и таких таких психических процессов как внимание, восприятие, память.

В работе по пению с дошкольниками в логопедической группе необходимо руководствоваться принципами психокоррекционной работы с детьми, которые являются общими для артпедагогики и арттерапии (Медведева Е. А., 2001).

Принцип единства коррекции и развития.

Это означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребёнка, с учётом возрастных закономерностей развития и характеристики нарушений.

Принцип единства диагностики и коррекции развития.

Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе системного, целостного, динамического изучения ребёнка, его диагностического обследования. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребёнка.

Принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.

Определяет индивидуальный подход к ребёнку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учётом сензитивных периодов.

Принцип оптимистического подхода.

Предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребёнка, веры в её положительный результат, поощрение его малейших достижений.

Принцип системности.

Предполагает одновременную работу над дыханием, голосообразованием, дикцией, интонированием и развитием ритмического чувства.

Принцип последовательности.

Реализуется в три этапа, задачи которых определяет логопед вместе с музыкальным руководителем.

Задачи 1 этапа: познакомить ребёнка с музыкальными средствами выразительности, сформировать певческие навыки на простом музыкальном материале (разучивание простых по интонации попевок в диапазоне терция-квинта с несложным ритмическим рисунком).

На 2 этапе педагог формирует у детей понятие фразы, музыкального и логического ударения, большое внимание уделяется активности и чёткости артикуляции.

На 3 этапе продолжается воспитание у детей певческой голосовой выразительности. Педагог добивается слаженности звучания всего ансамбля детей.

Первые певческие навыки тесно связаны с певческой установкой. Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук, ног при пении стоя и сидя. Перед началом пения у детей необходимо расслабить артикуляционный аппарат. Дети должны разомкнуть зубы, опустить подбородок, проверить указательными пальцами обеих рук, есть ли дырочки в щелях между зубами, и чуть приоткрыть губы, объяснить, как правильно брать дыхание. Полезны для развития певческого дыхания упражнения в сочетании пения staccato и legato. Лёгкое, чёткое staccato - важнейший начальный момент верной организации работы гортани в пении. Этот приём взятия звука воспитывает навык активной, но без перегрузки певческой атаки и способствует формирования «опоры».

Развивая музыкальные способности, особое внимание необходимо уделять чистоте интонирования. Пение с использованием жестов активизирует слуховое восприятие и помогает более точно дифференцировать звуки по высоте, а голосовым связкам более успешно справляться со своим «поисковым процессом».

Для развития восприятия, внимания, памяти и воображения в системе занятий по пению используются различные творческие и импровизационные игры («Допой фразу», «Ответь на музыкальный вопрос», «Спой голосом разных животных», и т. д.). Вокальные упражнения для постановки голоса проводятся по подражанию с музыкальным сопровождением. Они начинаются с пения вокализов (мелодий без слов). Вокализы поются на один гласный звук, затем распеваются простейшие звукоподражания с использованием повторных слогов. Все эти упражнения по развитию певческого голоса необходимо связывать с игрой (баюканье : а-а; поезд: у – у; гуси: га-га и т. д.)

Эмоциональное содержание упражнений, выразительная мимика, разнообразные движения способствуют появлению у детей более естественного голоса. Не следует требовать от ребёнка сразу громкого голоса и чистой интонации: важно проявить терпение и настойчивость, и в результате постоянных упражнений даже слабый голос окрепнет, хриплый – очистится.

Упражнения по развитию голоса проводятся на доступном произношению ребёнка речевом материале. Они должны постепенно видоизменяться и усложняться.

При работе над высотой голоса необходимо найти основной тон голоса и сформировать устойчивость основного звука. Устойчивости основного тона обычно добиваются путем плавного протяжного произнесения гласных на одной высоте. Затем можно постепенно упражнять ребенка в изменении высоты голоса. В качестве вспомогательного средства используется тактильно-вибрационный контроль и зрительные опоры (графические изображения). Например, использование на занятиях схем-алгоритмов, которые позволяют добиваться мышечной свободы у детей, как в пении, так и в дирижерских жестах, воспитывать у них вокальные навыки в сочетании с развитием общей музыкальности.

Как правило, изменение силы голоса дается детям значительно легче, чем изменение высоты. Поэтому работу необходимо проводить именно в таком порядке.

Упражнения на координацию дыхания и голосообразования.

Пропеваем гласные звуки, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе) разными штрихами staссato и legato.

«Капели»

Кап, кап, кап –

Капают капели. (а-а-а пропеваем отрывисто).

То весна к нам пришла,

Птички прилетели,

Птички прилетели –

Песенки запели. (а--- поём протяжно).

«Синичка».

Ты, синичка, полетай,

С нами вместе поиграй!. (Ф-ууу! Ф-ууу).

Фу---у

(У каждого ребёнка в левой руке маленькая птичка из цветной бумаги, прикреплённая к нитке, длиной 20-25 см. Подняв нитку с птичкой надо лбом, сложив губы трубочкой, дети, произнося звуки, делают выдох несколько раз. При этом птички подлетают вверх несколько раз.)

В конце дети подставляют ладонь, на которую сажают птичка устала.

Упражнения на пропевание гласных legato и staccato

«Укачиваем"

Уа-Уа, ах как девочка мала,

Уа-Уа, любит петь она с утра.

Уа-Уа, подпеваю ей сама,

Уа-Уа, говорить с ней нам пора.

Необходимо объяснить детям,что legato это когда звуки сливаются и плавно переходят один в другой.

Упражнения на силу голоса.

При слабом голосе можно использовать протяжное пропевание гласных с разной силой звука. Если ребёнок будет петь, а динамику, то есть f(громко) или p (тихо) музыкальный руководитель будет показывать руками, то его голос будет подчиняться этому движению. При слабом голосе необходимо петь мажорные энергичные песни с активным соответствующим дирижёрским жестом. Для развития силы голоса можно использовать следующие упражнения.

Пропевание на одной высоте изолированных звуков тихим и громким голосом:

«Эхо».

Мы в лесу гуляли,

Мы грибов набрали,

Где же наши детки,

Детки-малолетки?

А-у!

Пропевание слов и словосочетаний на crescendo и diminuendo

с постепенным увеличением и уменьшением силы звучания по низходящим секвенциям. «Кукушка»

Зелёная опушка,

Идём по холодку,

В лесу поёт кукушка:

«Ку-ку, ку-ку, ку-ку»

Упражнения на дыхание.

«Понюхай цветок».

Упражнение на дыхание выполняется сначала без музыки, затем то же с музыкой. Ребёнок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой. Представить, что каждый звук можно понюхать как цветок. Для этого собрать все пальцы вместе и втянуть воздух носом, а затем:

- понюхать, затем медленно и долго подуть на свои ладошки;

- понюхать и коротко выдохнуть на каждый пальчик;

- понюхать, подуть, но не до конца, а, задержав дыхание, выдуть до конца весь воздух.

То же самое можно сделать с использованием духовых музыкальных инструментов: свистулек, дудок и пр. Важно, чтобы дети все действия выполняли по руке педагога.

Вот какой, вот какой

Маленький цветочек мой.

Он фиалкою зовётся.

Пахнет солнцем и весной.

Пчёлки быстрые,

Ищут мёд в цветочках.

И над ними кружат,

Самолёты точно.

Упражнения - пение glissando.

Эти упражнения помогают работать над ощущением высоких и низких нот. При этом обязательно высоту звука показывать руками.

«Кошка».

Села кошка на окошко,

Дайте молока немножко:

Мяу, мяу, мяу, мяу.

«Барбос».

На дворе рычит Барбос.

Он гоняет рыжих ос:

Р -р-р-р

Отчего рычит Барбос?

Осы жалят его в нос:

Р Р Р Р Р

«Пчёлки».

Пчёлки-жужжалки,

Пчёлки-кусачки,

Я вам сейчас покажу:

Чтоб не кусались.

Чтоб не мешались,

Я вас сейчас накажу!

Ж Гав Ж Гав

Ж Гав Ж

Ж Гав Ж Гав

Ж Ж Гав

Публикации по теме:

Арттерапия как средство коррекции поведения детей Проблема нарушения поведения детей - одна из центральных психолого-педагогических проблем современной науки. Гуманистический подход к образованию.

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие певческих навыков у детей с речевыми нарушениями. Цикл вокальных упражнений
Опубликовано: 5 июля 2014 в 16:58
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие певческих навыков у детей с речевыми нарушениями. Цикл вокальных упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Базаева (УИ 223953) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД