Сардана Никитина
Развитие восприятия и пространственной ориентации на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с РАС в начальных классах
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С РАС В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Никитина Сардана Афанасьевна,
учитель-дефектолог
МОКУ С (К)ОШ-И № 34 г. Якутск
В начальных классах специальной (коррекционной) школы для детей с ЗПР, согласно ФГОС НОО обучающихся с ЗПР (приказ МО РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598, учебным планом предусмотрены коррекционно-развивающие занятия, целью которых является адаптация, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Публикация «Развитие восприятия и пространственной ориентации на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с РАС в начальных классах» размещена в разделах
- Аутизм, расстройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Основной задачей образовательного процесса в условиях коррекционной школы и инклюзивного образования, является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В начальных классах индивидуальная, групповая и фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий, которые проводят специалисты школы. Коррекционно-развивающие занятия учиетеля-дефектолога, согласно образовательному маршруту, проводятся в индивидуально и в групповой форме на основе диагностических данных и педагогического наблюдения.
В нашей школе обучаются дети с расстройством аутистического спектра (РАС). У данной категорией детей нарушена пространственная ориентация. В связи с этим, развитие восприятия и пространственной ориентации занимает особое место в коррекции познавательной активности ребенка с РАС.
На первых этапах работы с аутичными детьми рекомендуется предлагать им игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами,
Основные этапы коррекции :
Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятия. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами.
Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционно-развивающего процесса. Перед учителем стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением любой, даже минимальной активности ребенка. На данном этапе занятий не рекомендуются директивная игровая терапия. Педагог присутствует в качестве наблюдателя за ребенком в процессе его игр, фиксирует реакции ребенка, отмечает, что вызывает у ребенка отрицательные и положительные эмоции.
Коррекционные воздействия на данном этапе должны быть направлены на реализацию ребенком собственных резервов и механизмов базальной аффективной. Это достигается с помощью разнообразных приемов, направленных на изменение аффективного состояния. Например: общая релаксация, снятие патологического напряжения, уменьшение тревожности, увеличение активности ребенка. На данном этапе очень важна роль родителей, их положительная установка на занятие и активность в его организации.
Второй этап - усиление активности, предметно-манипулятивный. Здесь непосредственно идет активное занятие с различными дидактическими материалами.
Формирование пространственной ориентировки занимает особое место в коррекции познавательной активности аутичного ребенка.
Специалисты работающие с данной категорией детей выделяют несколько уровней формирования пространственной ориентировки :
Такими уровнями являются;
• ориентировка в собственном теле;
• ориентировка в расположении объектов по отношению к собственному телу;
• ориентировка во взаимоотношения внешних объектов между собой;
• ориентировка во временных представлениях.
По мнению М. М. и Н. Я. Семаго формирование пространственных представлений у детей с аутизмом должно проходить поэтапно.
Первый этап предполагает обучение детей умению различать отношения предметов и их частей по вертикали (знакомство с предлогами «на», «под»).
На втором этапе рекомендуется приступать к формированию умения понимать отношения в горизонтальной плоскости («рядом», «около»).
На третьем - работать над развитием понимания таких пространственных отношений, как «справа», «слева», «за», «перед», «между» и пр.
После того как ребенок научится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения предметов по подражанию действиям взрослого, можно переходить к играм, где ему будет необходимо действовать по образцу, то есть осуществлять самостоятельный анализ образца с точки зрения пространственных отношений предметов и их частей.
Ребенок благополучно справляется с этой задачей в процессе развития конструктивных умений, а также участвуя в специально организованных дидактических играх «Запомни и найди», «Найди и назови», где ребенку предлагаются карты с изображениями предметов, по-разному расположенных по отношению друг к другу.
Формирование пространственных отношений и представлений необходимо сочетать с развитием осязательного восприятия. Имеется большое количество дидактических игр, которые позволяют через осязание совершенствовать восприятие формы, величины, объема, температуры, пространственного расположения предметов. На своих коррекционно-развивающих занятиях с детьми с РАС, на уровне в ориентировке во взаимоотношении внешних объектов между собой я использую в работе:
- Методику «Игры с тенями», которая предполагает построение конструкций из геометрических форм и создание их проекций, а также моделирование конструкций в соответствии с их плоскостными, фронтальными и боковыми проекциями. Этот вид конструктивной деятельности способствует эффективному формированию у детей гибких динамических пространственных представлений, а также умения представлять объемное тело, основываясь на его плоскостном изображении, что составляет основу графического моделирования конструкций. «Игры с тенями» направлены на развитие регулятивного компонента интеллектуальной деятельности в целом. Занятия способствуют усвоению сложных пространственных сенсорных эталонов, оказывают положительное влияние на развитие :
• Способности к пространственному анализу
• Пространственного мышления
• Общего умственного развития
• Образного мышления
• Воображения
• Психомоторики
- Игровой набор «Тактильное домино», который предназначен для развития тактильных ощущений, осязательного и зрительного восприятия, а также конструктивного праксиса. С помощью этого набора формируются представления о фактуре предметов (пушистый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, тёплый, холодный и т. д., об оттенках цветов, о пространственном расположении предметов. Воспитывается умение понимать «правила игры», работать в группе, развиваются навыки социального взаимодействия. Набор «Тактильное домино» особо эффективен при работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы.
- Методика коррекции конструктивной деятельности. Она эффективна и помогает определить недоразвитие пространственного анализа и синтеза.
Используется с целью развития или коррекции :
• аналитико-синтетической и эвристической деятельности;
• пространственного анализа и синтеза;
• образов-представлений;
• психомоторики;
• эмоционально-волевой регуляции деятельности.
Таким образом, на коррекционно-развивающих индивидуальных занятиях при использовании данных методик и дидактических материалов можно эффективно проводить коррекцию и развитие восприятия и пространственной ориентации с детьми с расстройством аутистического спектра.
Список литературы:
1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учеб. пособие – М. : Изд. центр «Академия», 2000. – 160 с.
2. Сатмари, П. Дети с аутизмом / П. Сатмари. СПб. : Питер, 2005. 224 с.
3. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М. : АРКТИ, 2000. — 208 с. : илл.