Лучший педагог года

Развитие восприятия и пространственной ориентации на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с РАС в начальных классах

Сардана Никитина
Развитие восприятия и пространственной ориентации на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с РАС в начальных классах

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С РАС В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Никитина Сардана Афанасьевна,

учитель-дефектолог

МОКУ С (К)ОШ-И № 34 г. Якутск

В начальных классах специальной (коррекционной) школы для детей с ЗПР, согласно ФГОС НОО обучающихся с ЗПР (приказ МО РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598, учебным планом предусмотрены коррекционно-развивающие занятия, целью которых является адаптация, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Публикация «Развитие восприятия и пространственной ориентации на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с РАС в начальных классах» размещена в разделах

Основной задачей образовательного процесса в условиях коррекционной школы и инклюзивного образования, является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В начальных классах индивидуальная, групповая и фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий, которые проводят специалисты школы. Коррекционно-развивающие занятия учиетеля-дефектолога, согласно образовательному маршруту, проводятся в индивидуально и в групповой форме на основе диагностических данных и педагогического наблюдения.

В нашей школе обучаются дети с расстройством аутистического спектра (РАС). У данной категорией детей нарушена пространственная ориентация. В связи с этим, развитие восприятия и пространственной ориентации занимает особое место в коррекции познавательной активности ребенка с РАС.

На первых этапах работы с аутичными детьми рекомендуется предлагать им игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами,

Основные этапы коррекции :

Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятия. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами.

Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционно-развивающего процесса. Перед учителем стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением любой, даже минимальной активности ребенка. На данном этапе занятий не рекомендуются директивная игровая терапия. Педагог присутствует в качестве наблюдателя за ребенком в процессе его игр, фиксирует реакции ребенка, отмечает, что вызывает у ребенка отрицательные и положительные эмоции.

Коррекционные воздействия на данном этапе должны быть направлены на реализацию ребенком собственных резервов и механизмов базальной аффективной. Это достигается с помощью разнообразных приемов, направленных на изменение аффективного состояния. Например: общая релаксация, снятие патологического напряжения, уменьшение тревожности, увеличение активности ребенка. На данном этапе очень важна роль родителей, их положительная установка на занятие и активность в его организации.

Второй этап - усиление активности, предметно-манипулятивный. Здесь непосредственно идет активное занятие с различными дидактическими материалами.

Формирование пространственной ориентировки занимает особое место в коррекции познавательной активности аутичного ребенка.

Специалисты работающие с данной категорией детей выделяют несколько уровней формирования пространственной ориентировки :

Такими уровнями являются;

ориентировка в собственном теле;

ориентировка в расположении объектов по отношению к собственному телу;

ориентировка во взаимоотношения внешних объектов между собой;

ориентировка во временных представлениях.

По мнению М. М. и Н. Я. Семаго формирование пространственных представлений у детей с аутизмом должно проходить поэтапно.

Первый этап предполагает обучение детей умению различать отношения предметов и их частей по вертикали (знакомство с предлогами «на», «под»).

На втором этапе рекомендуется приступать к формированию умения понимать отношения в горизонтальной плоскости («рядом», «около»).

На третьем - работать над развитием понимания таких пространственных отношений, как «справа», «слева», «за», «перед», «между» и пр.

После того как ребенок научится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения предметов по подражанию действиям взрослого, можно переходить к играм, где ему будет необходимо действовать по образцу, то есть осуществлять самостоятельный анализ образца с точки зрения пространственных отношений предметов и их частей.

Ребенок благополучно справляется с этой задачей в процессе развития конструктивных умений, а также участвуя в специально организованных дидактических играх «Запомни и найди», «Найди и назови», где ребенку предлагаются карты с изображениями предметов, по-разному расположенных по отношению друг к другу.

Формирование пространственных отношений и представлений необходимо сочетать с развитием осязательного восприятия. Имеется большое количество дидактических игр, которые позволяют через осязание совершенствовать восприятие формы, величины, объема, температуры, пространственного расположения предметов. На своих коррекционно-развивающих занятиях с детьми с РАС, на уровне в ориентировке во взаимоотношении внешних объектов между собой я использую в работе:

- Методику «Игры с тенями», которая предполагает построение конструкций из геометрических форм и создание их проекций, а также моделирование конструкций в соответствии с их плоскостными, фронтальными и боковыми проекциями. Этот вид конструктивной деятельности способствует эффективному формированию у детей гибких динамических пространственных представлений, а также умения представлять объемное тело, основываясь на его плоскостном изображении, что составляет основу графического моделирования конструкций. «Игры с тенями» направлены на развитие регулятивного компонента интеллектуальной деятельности в целом. Занятия способствуют усвоению сложных пространственных сенсорных эталонов, оказывают положительное влияние на развитие :

• Способности к пространственному анализу

Пространственного мышления

• Общего умственного развития

• Образного мышления

• Воображения

• Психомоторики

- Игровой набор «Тактильное домино», который предназначен для развития тактильных ощущений, осязательного и зрительного восприятия, а также конструктивного праксиса. С помощью этого набора формируются представления о фактуре предметов (пушистый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, тёплый, холодный и т. д., об оттенках цветов, о пространственном расположении предметов. Воспитывается умение понимать «правила игры», работать в группе, развиваются навыки социального взаимодействия. Набор «Тактильное домино» особо эффективен при работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы.

- Методика коррекции конструктивной деятельности. Она эффективна и помогает определить недоразвитие пространственного анализа и синтеза.

Используется с целью развития или коррекции :

• аналитико-синтетической и эвристической деятельности;

пространственного анализа и синтеза;

• образов-представлений;

• психомоторики;

• эмоционально-волевой регуляции деятельности.

Таким образом, на коррекционно-развивающих индивидуальных занятиях при использовании данных методик и дидактических материалов можно эффективно проводить коррекцию и развитие восприятия и пространственной ориентации с детьми с расстройством аутистического спектра.

Список литературы:

1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учеб. пособие – М. : Изд. центр «Академия», 2000. – 160 с.

2. Сатмари, П. Дети с аутизмом / П. Сатмари. СПб. : Питер, 2005. 224 с.

3. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М. : АРКТИ, 2000. — 208 с. : илл.

Публикации по теме:

«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях Пособие состоит из маленького фонарика и шёлковой юбочки оранжевого цвета. Юбочка должна быть достаточно длинной для того, чтобы полностью.

Анализ проведения декады математики в начальных классахАнализ проведения декады математики в начальных классах Со 2 по 13 декабря 2019 г. в школе проводилась предметная декада по математике среди учащихся 1-4 классов. Задачи предметной декады: • Привлечь.

Анализ проведения декады по математике в начальных классах Анализ проведения декады по математике в начальных классах МБОУ «Бродовская ООШ» 2017-2018 учебный год С 4 по 13 декабря 2017г. в школе.

Дидактическая вязаная игра по ФЭМП для сенсорных представлений и пространственной ориентацииДидактическая вязаная игра по ФЭМП для сенсорных представлений и пространственной ориентации Уважаемые коллеги, сегодня в Международный день вязания крючком, я хочу познакомить вас с дидактической игрой по ФЭМП, сенсорных представлений.

Фотоотчёт «Уроки мужества в начальных классах» (2–3 классы)Фотоотчёт «Уроки мужества в начальных классах» (2–3 классы) Добрый день, коллеги! Хочу представить Вашему вниманию фотоотчёт о проведении Уроков Мужества в нашей школе. Замечательный праздник 23.

Инструктажи по технике безопасности в начальных классах. Часть третьяИнструктажи по технике безопасности в начальных классах. Часть третья Инструкция №1. Правила поведения во время осенних каникул 1. Соблюдай правила ПДД. 2. Соблюдай правила пожарной безопасности и обращения.

Конспект индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ «Память» Конспект занятий по теме: «Память» Цель занятий: способствовать развитию памяти как одной из важнейших психических особенностей человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие восприятия и пространственной ориентации на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с РАС в начальных классах
Опубликовано: 25 марта 2025 в 07:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие восприятия и пространственной ориентации на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с РАС в начальных классах» (включая файлы) размещена пользователем Сардана Никитина (УИ 2032083) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных