МААМ-картинки

Консультация для родителей «Развитие высших чувств у ребенка»

Хачатурян Анна Георгиевна
Консультация для родителей «Развитие высших чувств у ребенка»

Чтобы у ребенка сформировались высшие чувства (моральные, эстетические, познавательные, у него должно быть сформировано понятие о плохом и хорошем,

красивом и некрасивом, а также — познавательная потребность. Чувства складываются постепенно. Первоначально дети улавливают только непосредственное

значение событий, позднее — их обобщенный смысл. В эксперименте дети отвечали на вопрос, почему нельзя драться с товарищем. Младшие дети отвечали:

«Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз», «Могут отвести в милицию»-

Старшие дети говорили: «С товарищами драться нельзя, потому что стыдно обижать их».

Публикация «Консультация для родителей „Развитие высших чувств у ребенка“» размещена в разделах

Для детей характерна слитность высших чувств. Ребенок оценивает как «хорошее» объекты и явления, которые вызывают у него и эстетические переживания (хороший — значит красивый, и этические (хороший — значит добрый, и

интеллектуальные (хороший — значит интересный). Один и тот же объект вызывает переживание, в котором слиты эстетические, этические, познавательные

чувства. При восприятии «Сказки о царе Салтане» дошкольник (по данным

Н. А. Менчинской) проявляет не только любознательность, но и нравственное 3. Развитие высших чувств у детей

чувство. «Он наш или не наш, плохой или хороший?» — спрашивает ребенок о героях сказки.

В дальнейшем с формированием умения анализировать и давать оценку в соответствии со специфическими нравственными или эстетическими критериями

синкретическое (слитное) чувство дифференцируется на эстетическое, этическое, интеллектуальное.

Высшие чувства начинают формироваться с двух-трехлетнего возраста. К высшим чувствам относят интеллектуальные, эстетические и моральные.

Чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, называются

интеллектуальными. К ним относят любопытство, любознательность, удивление,

чувство нового, чувство юмора. Чувство юмора проявляется у детей в процессе

познания действительности. Дети, имеющие определенное правильное представление об окружающем, любят несообразности (присвоение предметам несвойственных качеств).

Саша, 3 года 7 месяцев 4 дня. На днях с Геной играли в такую игру, громко при этом хохоча. Гена: «Ты — ружье», Саша: «Ты — книжка». Гена: «Ты — санки», Саша: «Ты — лыжи» (из дневника Н. А. Менчинской).

Эстетические чувства проявляются в эмоциональном отношении к героическому, комическому, безобразному, прекрасному — в природе, в жизни, в искусстве, в процессе восприятия и творчества. М. Ю. Лермонтов писал: «Когда я был

трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная няня».

Эстетическое отношение детей к действительности находит свое отражение

в их рисунках и стихах. Мальчик 6 лет написал стихотворение: «О ветер, ветер,

зачем ты дуешь так? Колышешь ты в овраге и думать ты мешаешь». У детей появляются переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением их

стремлений соблюдать требования общественной жизни.

В детском возрасте начинает зарождаться моральное сознание, когда ребенок

начинает понимать предъявляемые к нему требования, относить их к своим действиям и поступкам, к поведению других людей (взрослых и сверстников).

У детей возникают и такие этические переживания, как чувство гордости

и стыда. «Внутренним условием зарождения чувства гордости, направленного на

конкретные достоинства, является формирование в сознании ребенка связи между представлением об этих достоинствах и положительной оценкой со стороны

окружающих»1. Так, дети 4-5 лет гордятся качественными показателями во многих видах деятельности: умением хорошо танцевать, быстро бегать, считать;

проявлением моральных качеств (выдержки, послушания, гордятся родителяМи. Как показано в исследовании Р. X. Шакурова (1966, развитие гордости происходит не только под влиянием положительной, но и отрицательной оценки,

вызывающей чувство стыда. Стыд возникает при таких психологических ситуациях, когда ребенок желает действовать в соответствии с положительно оцениваемыми образцами поведения, но фактически совершает действия и поступки,

Шакуров Р. X. Оценочные отношения как фактор возникновения чувства гордости и стыда у младших детей:

Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1966. С. 7.266 Глава 18. Эмоции и чувства ребенка

отрицательно оцениваемые взрослыми; ему хочется выполнить действие, которым он мог бы гордиться перед присутствующими, но у него получается «не так»-

он чувствует, что окружающие ожидают от него успеха, но он терпит неудачи и не

оправдывает их ожиданий. Возникновение стыда находится в зависимости от

развития гордости. Если ребенок гордится своим умением правильно говорить

рассказывать стихи, быть аккуратным, то он стыдится ошибок в речи, неудач

в воспроизведении стихотворений, стыдится показать себя как «грязнуля».

В дошкольном возрасте появляется чувство дружбы.

Выделяют следующие критерии дружеских отношений:

предпочтение;

симпатия;

сочувствие;

отзывчивость, проявляющиеся между отдельными детьми, но не в ущерб другим;

интерес к деятельности сверстников;

желание и умение договориться о совместной игре и выполняемой в ней роли;

проявление заботы, помощи;

способность поступиться личными желаниями (поступать справедливо, получая при этом удовлетворение).

В экспериментах Т. А. Марковой (1968) дети должны были рассказать о своих

действиях в предлагаемой ситуации: сообщили бы об этом происшествии воспитательнице 29 % — подняли бы, посадили ребенка и позвали воспитательницу;

8 % спросили бы, очень ли больно, осторожно посадили бы ребенка, а затем — позвали воспитательницу. Такие ответы свидетельствуют о том, что дружеские чувства еще не всегда находят свое адекватное выражение в поступках старших дошкольников. Для младших дошкольников характерна дружба поочередно со многими детьми. Мотивом дружбы является совместная игра. У детей старшего

дошкольного и младшего школьного возраста дружба приобретает более интимный характер, мотивом ее могут быть взаимные склонности, симпатии, интересы.

К концу дошкольного детства высшие чувства все чаще становятся мотивами

поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.

УСЛОВИЯ развития эмоций и чувств у летей

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребенка» Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребёнка» Умственное развитие дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие высших чувств у ребенка»
Опубликовано: 18 октября 2023 в 08:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие высших чувств у ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Хачатурян Анна Георгиевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

 Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД