Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»

Бальзамова Наталья Григорьевна.
Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»

В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего развития. Одной из них являются пазлы. Предлагаю вниманию родителей и коллег консультацию о существенной помощи в развитии ребенка с помощью сбора пазлов.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»

Пазлы — это игра, несущая в себе развивающий смысл. Важно здесь то, что таким образом развитие ребенка идет незаметно, в игровой форме, поэтому пазлы — отличный вариант обучения и развлечения одновременно. Все детские специалисты сходятся в одном мнении — основная деятельность ребенка — это игра. Через игру идет его общение и взаимодействие с внешним миром, через игру ребенок учится и развивается, получает знания, приобретает полезные умения и навыки

Немного из истории возникновения пазлов:

Пазлы были придуманы, как учебный материал для запоминания карты мира. Идея разрезать бумажную большую карту пришла в голову англичанину Джону Спилбери в 18 веке. Это новшество пошло в массы. Хоть и стоила новинка по тем временам дороговато, но современники Спилбери оценили по достоинству новаторский подход учителя географии и вовсю раскупали игру. Затем стали выпускать не только карты, но и прочие изображения, картины, портреты - в виде пазлов.

Затем в Америке появился картон, и игра пошла в широкие массы, став доступной даже беднякам. А в 20 веке в салонах Европы знать развлекалась собиранием красивых картин из огромного количества мелких элементов. Некоторые такие картины собирались по нескольку лет, настолько они были огромны и сложны.

В дореволюционной России заграничную игру называли «пузеля» и привозили прямиком из Англии. Доступны они были тогда, конечно, только знати. В России в советский период пазлов не было, поскольку игра считалась капиталистическим излишеством и ненужной советским детям забавой.

Классификация пазлов

Детские пазлы выпускаются в расчете на детей разного возраста, для дошкольников — одни, для школьников — другие. Рассмотрим виды пазлов.

с 2 до 4 лет.

Это период быстрого и активного развития ребенка. Развивается, в том числе, и мелкая моторика его пальчиков. Пазлы как нельзя лучше могут помочь в закреплении этой необходимой функции. Сами элементы пазлов в этот период уже становятся более мелкими, и количество деталей в наборе может достигать 24 штук. В этом возрасте лучше всего подойдут деревянные пазлы, имеющие рамку и картинку - подсказку в качестве подложки, на которой будет собираться пазл.

До 6 лет.

Дети детсадовского среднего возраста уже много что умеют, неплохо говорят, действуют самостоятельно. Поэтому задачу с пазлами можно уже существенно усложнить. Например, можно давать ребенку собирать картинку, не показывая образца, чтобы он сам сообразил, как должны располагаться детали. Так быстро формируется мышление ребенка, развивается мозг и напрягается воображение. В этот период можно использовать пазлы в наборах до 50 штук.

От 6лет и старше.

Ребенок уже вполне самостоятельный, поэтому можно покупать для него уже довольно сложные наборы. А сюжеты подбирать в соответствии с хобби и интересами ребенка или использовать как познавательно - обучающий элемент, например, картины известных художников, достопримечательности, известные личности, исторические события и т. п. Помощь взрослого требуется уже только в крайних случаях.

Развивающее значение

В классификации детских развивающих занятий собирание пазлов стоит на самых верхних ступенях. Какие качества характера вырабатывает и какие навыки прививает сбор пазлов:

• Аккуратность. Картинку надо собрать тщательно - чтобы совпадали все детали.

• Терпение. Занятие требует выдержки. Но эта игра способна настолько заинтересовать малыша, что он может просидеть даже час или больше, пытаясь собрать картинку.

• Усидчивость. Неотделима от терпения.

• Идет развитие мелкой моторики.

• Игра расширяет кругозор ребенка, его воображение, фантазию, прививает творческие навыки.

• Развивается логическое мышление и абстрактное.

• Ребенок учится смотреть вперед и строить в голове планы - каким будет его следующий шаг - то есть какой элемент пазлов будет следующим. Это помогает малышу учиться мыслить стратегически, заглядывая вперед.

• Собирание пазлов, особенно без подсказки или с минимальными, взрослых, учит ребенка принимать самостоятельные решения.

• Формируются понятия части и целого.

Как правильно собирать пазлы:

Правильно собирать пазлы тоже нужно уметь. Какие этапы есть при сборке деталей:

• Первым делом нужно найти поверхность, свободную от вещей, чистую и гладкую где вы будете пазлы раскладывать. При выборе места учитывайте конечный размер картинки.

• Первым делом собираем рамку. Понять, где рамка среди кучки деталей можно, рассмотрев все элементы — у рамки одна из сторон или две - если это угловая фигурка — будут гладкой.

• Сортируем оставшиеся детали. Легче всего сортировать по цветам. Белое — в отдельную кучку, красное — в отдельную и т. д. Так будет гораздо проще в процессе сборки.

• Выкладывайте небольшие блоки. Если две детали скреплены между собой, уже становится значительно проще идти дальше. Так понемногу собирается вся картинка.

Навыки, приобретаемые детьми в процессе занятий пазлами:

Пазлы помогают ребенку выработать нужную координацию движений. Если сначала его движения не совсем точны и ребенок часто «мажет», пытаясь угодить одной частью пазла в другую, то по мере продвижения, у него вырабатываются более точные движения. При этом ребенок уже не тыкает наугад, а действует более осмысленно. Это поможет в будущем ему быстрее научится писать, рисовать, выработать красивый твердый четкий почерк.

Мелкая моторика. Ее развитие помогает малышу быстрее заговорить и избежать логопедических проблем. Если ребенок не получил необходимого уровня развития этой необходимейшей функции, впоследствии у него может развиться дислексия — не произношение некоторых звуков. Такие проблемы в развитии могут помешать в успешной учебе.

Как заинтересовать ребенка

Особенно интересно будет ребенку, если на пазлах нарисованы персонажи его любимых мультфильмов — он удивится и очень обрадуется, когда у него получится целая картинка с любимыми героями.

Перед тем как ребенок впервые примется за собирание пазлов, ему необходимо показать, как делать правильно. Сначала на собственном примере — соберите картинку сами. Покажите ребенку отдельные детали и спросите — «что это», затем соберите эти кусочки в картинку — для ребенка этот процесс будет практически волшебством. И он, конечно же, захочет повторить все сам.

Публикации по теме:

Игры в пазлы. Чем полезны пазлы для детей?Игры в пазлы. Чем полезны пазлы для детей? Цель: * Развивает умение собирать целое изображение из отдельных кусочков. * развивает мелкую моторику рук и координацию движений * развивает.

Консультация для педагогов и родителей «Социальный мир глазами ребенка» II. Консультация для педагогов и родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Социальный мир глазами ребенка».

«Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания». Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания» Многие дошкольники испытывают значительные трудности в речевой деятельности,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»
Опубликовано: 25 августа 2019 в 11:48
+236Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 69.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Мастер-класс изготовления панно из гальки «Цветы ромашки»
Ромашка, излучая свет, На солнышко похожая, Спешит везде за нами вслед, Своя, не перехожая. До поздней осени на нас Бросает взгляды смелые Ее веселый...
Подборка литературного материала «Здравствуй, детский сад!»
Подборка литературного материала "Здравствуй, детский сад! " Методическая разработка в группе подготовительного к школе возраста. Разработала воспитатель...
Фотозарисовки морского праздника «Водная ассамблея»
В минувшее воскресенье в акватории реки Преголи и на территории Набережной исторического флота у Музея Мирового океана состоялся большой водный праздник...