Папки-передвижки

Развитие экологической культуры младших дошкольников средствами игр

Ольга Калашникова
Развитие экологической культуры младших дошкольников средствами игр
▼ Скачать + Заказать документы

В связи с актуальностью проблемы экологического воспитания дошкольников, повсеместно в детских садах возникает потребность в наглядных пособиях, дидактических играх и других средств обучения и воспитания. Нехватка дидактического материала приводит воспитателей к необходимости изготавливать этот материал самостоятельно. В этом состоит противоречие. Ведь задачи экологического воспитания трудно решать без дидактических пособий.

Публикация «Развитие экологической культуры младших дошкольников средствами игр» размещена в разделах

К числу дидактического материала, который можно использовать в работе с детьми по экологии, следует отнести «перфокарты» - специальные карточки, изготовленные из плотной бумаги, где нарисованы объекты природы, в которых для удобства выполнения заданий детьми делают прорези (из опыта работы детских садов Тольятти). Нас заинтересовала возможность использования игр с перфокартами в работе с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Ознакомление с домашними животными».

Выдвинутая нами гипотеза – использование игр с перфокартами в работе с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Ознакомление с домашними животными» способствует уточнению и закреплению знаний детей о животных.

Цель исследования – исследование игры с перфокартами для уточнения и закрепления знаний о животных в младшем возрасте.

Задачи исследования: 1)Разработать серию игр с перфокартами по теме «Ознакомление с домашними животными младших дошкольников» с учетом требований программы «Обучения и воспитания в детском саду»; 2)Апробировать игры с перфокартами с целью уточнения и закрепления знаний детей о домашних животных; 3)Определить место игр с перфокартами в обучении по теме «Ознакомление с домашними животными»; 4)Роль игр с перфокартами в психическом развитии ребенка.

Объект исследования – ознакомление младших дошкольников с домашними животными.

Предмет исследования – игры с перфокартами.

В исследовании используются методы: анализ педагогической литературы, эксперимент, беседа, наблюдение.

Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБДОУ №32 «Журавушка» города Выксы в младшей группе. Результаты, полученные в ходе исследования, имеют практическую значимость для воспитателей детского сада.

Методической основой исследования являются основные принципы отечественной психологии: принцип системного подхода к изучению целостной личности и индивидуальности. Л. С. Выготский.

Теоретической основой исследования являются работы по проблеме экологической культуры : А. И. Сорокиной, С. Н. Николаевой, М. М. Марковской, А. И. Ивановой и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в исследовании собраны и определены условия использования экологических игр, способствующие экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность совершенствовать педагогический процесс в экологическом образовании детей.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Исследовательская работа проводится на базе детского сада «Журавушка» в ясельной группе с сентября по декабрь

Работа проводится в три этапа: Констатирующий, формирующий, контрольный. Для эксперимента были взяты дети группы «Колобок». Констатирующий эксперимент проводился в игровой форме. Для диагностики знаний детей о домашних животных была избрана дидактическая игра «Чудесный мешочек» (в мешочек были сложены пластмассовые игрушки домашних и диких животных). Были изготовлены макеты: двора и леса. Игра проводилась с каждым ребенком отдельно. Ставились задачи: 1)выяснить умение обособлять домашних и диких животных; 2)выявить знания детей об особенностях внешнего вида животных; 3)о звуках, издаваемых домашними животными; 4)о видах корма домашних животных.

Анализ полученных данных свидетельствует:

1)Обособляют домашних и диких животных – 40%; 2)Знают особенности внешнего вида – 60%; 3)Знают звуки, издаваемые домашними животными – 60%; 4)Знания о видах корма обнаружены у 50%. (приложение В)

Таким образом, следует констатировать факт наличия определённых знаний о домашних животных у детей ясельной группы «Колобок». Познания не чёткие, расплывчатые.

На втором этапе работы, в ходе формирующего эксперимента, проводится серия занятий и наблюдений за домашними и дикими животными, с целью обособления знаний детей о домашних и диких животных. Используются материалы и рекомендации Николаевой, Марковской, Золотовой. (Приложение А)

Данная система на наш взгляд позволяет сформировать у детей подробные обстоятельные знания о домашних животных с учетом требований программы перед данной возрастной группой. Но, учитывая то, что временные связи в коре головного мозга у ребенка младшего дошкольного возраста быстро образуются, и довольно быстро, легко распадаются, то на втором этапе формирующего эксперимента нами будут использованы игры с перфокартами с целью уточнения и закрепления знаний детей о домашних животных. Для этого было разработано несколько игр с перфокартами: 1)Кого пастух погонит в поле? 2)Кто, чем питается? 3) Чей малыш? 4)Кто лишний во дворе? 5)Узнай чей хвост? 6)Узнай чей голос? (Приложение Г)

Первоначально игры организовываются по инициативе воспитателя (объясняется задача, затем дети выполняют задания, оказывается минимальная помощь воспитателя). Далее игры помещаются в зону дидактических игр для самостоятельной деятельности, т. е. игры детей с ними (из групповой перейдёт в разряд индивидуальной). Здесь фиксируется многократность использования игр; качество заполнения.

Контрольный эксперимент проводится в игровой форме с использованием популярного, любимого детьми персонажа (Лунтик). Цель: уточнить и определить объем знаний о домашних животных у детей младшей группы. (Приложение Д)

Контрольный эксперимент показал, что дети:

1)Знают особенности внешнего вида; 2)Отличают взрослое животное от его детеныша; 3)Знают виды корма; 4)Знают издаваемые звуки; 5)Отличают домашних и диких животных; 6)У детей сформировалось впечатления о том, что о домашних животных заботится человек.

Таким образом, проведенное нами исследование показало возможность использования игр с перфокартами в работе с детьми младшего дошкольного возраста для уточнения и закрепления знаний.

Гипотеза подтвердилась.

1) Игры с перфокартами – это дидактический материал, который не сложно изготовить воспитателю самостоятельно в условиях нехватки дидактических материалов по экологическому воспитанию. При разработке игр с перфокартами необходимо опираться на программные требования.

2) Апробация игр с перфокартами в ясельной группе показала, что: они вызывают интерес так же, как и другие дидактические игры (лото, парные картинки). Руководство ими не сложно, а даже легче, чем другими играми, но нужно учитывать психологические особенности детей.

3) Наиболее удобным местом проведения игр с перфокартами является время, отведенное для разнообразной игровой деятельности, хотя можно их использовать и на занятии.

4) Наши наблюдения свидетельствуют, что игры с перфокартами вносят свой вклад в психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста, а именно: развитие психических процессов (память, внимание, мышление). Особо хочется отметить факт развития мелкой моторики.

Таким образом, мы использовали игры с перфокартами в младшем дошкольном возрасте, однако мы предполагаем, что в работе с детьми старшего дошкольного возраста могут найти более широкое распространение, с их помощью можно решать более обширные задачи.

Наше исследование рекомендуется воспитателям испытывающим недостаток дидактического материала для работы по экологическому воспитанию и по другим разделам работы детского сада.

Приложения. Чей малыш? Цель:Упражнять детей в умении различать и называть животных и их детенышей. Развивать внимание,выразительность. Средства : перфокарты с изображением животных и их детенышей. Игровое действие:соединить линиями, где чьи детеныши.

В ходи игры мы придумали сюжет для игры: "Папы, мамы и детки - животные пошли погулять. Пока папы и мамы задремали на солнышке, их детки перепутались и испугались. Давайте ребяки вернем всех детенышей своим родителям и позовем их ласково. Иди цыпленочек к своей маме курочки и т. д. Нарисуйте скорей дорожку, по которой он пойдет к своей маме и т. д. с другими животными.

Игра " Кто чем питаеться?" Цель: закрепить знания детей о том, кто из животных какой корм предпочитает. развивать произвольное внимание и память. Средства : у играющих перфокарты с изображением животных и кормов.

Игровое действие: обозначить знаками где чей корм. сюжет игры: вначале мы поведали детям о том, что бабка вечером вынесла корм своим животным, но, так как она стара стала, то все корма перепутала. животные попробовали и есть не стали, так и остались голодными. Ребятки жалко животных? (Да)Давайте нарисуем дорожки, по которым они пройдут каждый к своему корму. Дети выполняли задания.

Публикации по теме:

«Ознакомление с окружающим через эксперимент» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей.

Музей овощей в детском саду. Работа с родителями В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие экологической культуры младших дошкольников средствами игр
Опубликовано: 6 июля 2013 в 17:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие экологической культуры младших дошкольников средствами игр» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Калашникова (УИ 115143) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД