Получи документы

Развитие эмоций в театрализованной деятельности  (из опыта работы)

Лариса Никитина
Развитие эмоций в театрализованной деятельности  (из опыта работы)

Развитие эмоций в театрализованной деятельности

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего, ребенка.

Публикация «Развитие эмоций в театрализованной деятельности  (из опыта работы)» размещена в разделах

Как отмечали Г. Остер и П. Экман, человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Поэтому многие ученые считают главным каналом выражения и опознания эмоций – лицевую экспрессию. Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические средства. Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются двигательные акты – эмоциональные действия (подпрыгивание при радости, закрывания лица руками при стыде, плаче и т. д.)

Особую роль хотелось бы обратить на театрализованную деятельность в создании положительного эмоционального фона.

Театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Она близко и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятие театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявление любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявление общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе,трудолюбия,что способствуют формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка, изобретательность, способность к импровизации. Занятие театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередований функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умение, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхание и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенные, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Именно поэтому для своей работы я выбрала тему : «Развитие эмоций в театрализованной деятельности». Поставила перед собой цели и задачи.

Цель: поиск путей социально – эмоционального развития детей и создание благоприятной психологической атмосферы и использование театрально-художественной деятельности для развития эмоциональной сферы детей.

Задачи:

• формировать умения детей создавать нужные эмоции;

• знакомить детей с видами театра;

• обеспечить поэтапное освоение детьми видов творчества;

• совершенствовать артистические навыки детей;

формировать умения регулировать свои эмоциональные состояния;

• формировать умения регулировать свои эмоциональные состояния;

работать с детьми над речью, интонацией;

• пробуждать способность живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

Работу над темой я начала с изучения литературы по данной теме и подбора комплекса игр, этюдов, упражнений для развития эмоциональной сферы детей ясельной группы. Наблюдая за детьми, я обратила внимания на то, как малыши внимательно и с интересом смотрели на показываемые мной потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, театра петрушек и с удовольствием повторяли за увиденным.

Мне кажется, благодаря таким игровым действиям наши ребята начали говорить, так как театральная деятельность является наиболее эффективным и доступным средством для понимания ребенка.

В этом же возрасте знакомила детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.

Начинала с пальчиковой гимнастики. Обычно это инсценировка, каких то сказок, исполняемых при помощи пальцев. Ведь все происходящее в сказке или стихотворении дети показывали руками, например, придумывая как сложить ладошки «домиком» или показать бегущего человека.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжета пока не могут. Для этого проводились такие игра как «Наседка и цыплята», разыгрывали с ними сценки по литературным произведениям А. Барто «Игрушки», потешки «Идет коза рогатая», «Расти коса до пояса», «Ладушки» и др.

Потешки развивают мелкую моторику и эмоциональному развитию малыша, побуждая его к повторению действий. Также раздавала детям игрушки, предметы для повторений по образцу.

С детьми 1 младшей группы участвовали в открытом занятии - развлечении «Сюрприз для пчелки», где дети перевоплощались разных лесных зверей. Очень эмоционально передал образ медведя Никита Михеев, кокетливо изобразила лису Катя К., хорошо передали характер зайцев Аня Т., Полина К, Матвей Р.

Дети очень любят играть в хоровые игры, такие как «Зайка серенький сидит»,»Зайцы и лиса», «Мишка» и др. Я заметила, что детям очень нравится передавать повадки животных. Стала хвалить и поощрять тех, кто показывал образ животного по своему и с фантазией, при этом имитировали голоса животных (как ревет медведь, как кричит ворона,воробушки, как пыхтит ежик,проигрывали сценки из народных сказок, песенок, сказок(«Репка»,»Курочка ряба», «Теремок»).

Огромную роль в моей работе играют сюрпризные моменты, при помощи которых детям весело и радостно. Сюрпризом могут быть сказочные герои, игрушка, игра и т. д.

Чтобы систематизировать всю работу, я составила перспективный план театрализованной деятельности младших дошкольников. Занятие проводились один раз в неделю.

Любое занятие я начинаю с пальчиковой или дыхательной гимнастики. Такое начало занятий помогает детям сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему занятий. Затем начинаем активизировать мышцы языка, губ, подготавливать артикуляционный аппарат детей, выполняя такие упражнения как «Чистим зубки», «Дудочка», «Заборчик». Шутки, потешки, небольшие стишки, чистоговорки, скороговорки помогают сделать занятие увлекательным, разнообразным. такой матерьял и использовался на каждом занятии.

Работая на темой, я решила сначала подобрать комплекс игр, этюдов, упражнений для развития эмоциональной сферы.

Большую роль во всей этой работе сыграли пиктограммы, с помощью которых дети учились передавать то или иное эмоциональное настроение.

Предлагала детям перед зеркалом друг другу показать радость, удивление, страх. Особенно эмоциональны оказались Никита Михеев, Полина Кудрявцева, Полина Протасова, Катя Кушакова, Матвей Рыбаков, .Андрей Голомидов, Аня Торопова.

Предлагала детям произнести с разной интонацией саамы привычные слова: «Возьми», «принеси», «помоги», «здравствуйте» (приветливо, просящее, требовательно).

Также произносили слова в грустной, веселой, удивленной, сердитой и радостной интонацией.

Особенно нравится детям упражнения для развития выразительной мимики:

1. Соленый чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Тепло - холодно.

6Мне грустно.

7. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

8. Обиделись.

Материалом для сценического воплощения так же служат сказки. Их значение в развитии эмоций в театрализованной деятельности велико.

Для более глубокого осмысления сказочного материала обсуждаем сказку по вопросам. Рассматриваем иллюстрации в различных книгах, уделяя особое внимание анализу эмоциональных состояний героев

В группе мы совместно со вторым воспитателем и с родителями создали театральный уголок, где собраны разнообразные виды кукол. Так же здесь есть плоскостной театр, пальчиковый театр, театр из конусных игрушек, театр для фланелеграфа, настольный театр, куклы би-ба-бо. Также имеется театр масок с изображением персонажей. Есть различные виды декораций – дома, деревья, ширмы напольные, настольные. В задумках есть сделать варежковый театр эмоций, театр с использованием одноразовых ложек, театр с использованием форм от киндеров сюрпризов. Дети очень любят сказки. В основном на роль соглашались одни и те же.

Дети в группе все разные: кто – то общительный, кто – то застенчивый, агрессивны, гиперактивны. Для детей с различными особенностями я подбирала разные роли, сюжеты.

Так гиперактивным детям я предлагала роли, требующие усидчивости, умения держать себя (роль репки). Валерия Соколова застенчивый ребенок в группе, поэтому долга не хотела брать на себя какую-либо роль. Тогда я нашла выход: ребенок, стал с места предлагать какой либо текст. Агрессивным детям старалась избегать давать роли злых недобрых персонажей.

Так, дети начали включаться в театральные игры. Занимаясь с детьми я старалась вызвать положительные эмоции, побуждаю детей общаться с куклой, внимательно ее рассмотреть, поиграть, погладить игрушку. Детям очень нравится имитировать движения животных. Богаче и выразительнее стала речь детей, они стали эмоциональнее отзывчивее, раскрепощенные.

В свободное время, особенно по вечерам, дети могут взять любой из видов театральных реквизитов и поиграть сюжет из сказки или самим сочиняют сюжет, т. е занимаются самотворчеством.

Анализ результатов педагогической диагностики показал положительную динамику.

Работу по театрализованной деятельности буду проводить и дальше. Хочется познакомить детей не только с русскими народными сказками, доступные по возрасту, но и сказками других народов, и инсценировать их. Развивающую среду по театрализованной деятельности буду обобщать и дальше, привлекая родителей.

В заключении хочется сказать, что только в тесном сотрудничестве педагогов и родителей мы сможем добиться того, что наши дети будут радоваться и переживать с любимыми героями произведений, сопереживать друзьям и родным, сочувствовать животным и окружающему миру. Ведь театр научит многому : импровизировать игры, ситуации; развивать внимание, память, фантазию, воображение, образное мышление, действовать с воображаемыми игрушками, предметами. С помощью театрализованной деятельности ребенок растет и развивается.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Капитошка» как одно из средств эмоционального развития младших дошкольниковДидактическое пособие «Капитошка» как одно из средств эмоционального развития младших дошкольников «Эмоциональное развитие дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным.

Развиваем эмоциональную сферу детей дошкольного возрастаРазвиваем эмоциональную сферу детей дошкольного возраста Выготский Л. С. считал, что «эмоциональное развитие детей-одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоций в театрализованной деятельности  (из опыта работы)
Опубликовано: 20 ноября 2014 в 19:20
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД