Папки-передвижки

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в совместной с педагогом деятельности

Светлана Завьялова
Развитие эмоциональной сферы дошкольников в совместной с педагогом деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

II. Технология опыта.

Работа с детьми.

Мой опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с трёхлетнего возраста (вторая младшая группа). Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется за счёт слов, обозначающих эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста словом «настроение».

Публикация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в совместной с педагогом деятельности» размещена в разделах

Работая с детьми не один год, общаясь с ними из дня в день я пришла к выводу: формирование эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать приоритетных задач воспитания. Известно, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка : меняются его взгляды на мир, отношение с окружающими, но сама эмоциональная сфера качественно не меняется. Её надо развивать.

Замыкаясь в телевизоре, компьютере дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние другого человека, реагировать на него. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной.

Кому, как не педагогам, понятно, что нужно стремиться поддерживать в ребёнке радостное настроение, воспитывать умение находить радость. Непросто создать такое радостное настроение, когда ребёнок впервые приходить в группу. Дети все разные по характеру, интересам, темпераменту, развитию эмоциональной сферы. Непривычная обстановка, незнакомые взрослые – всё это настораживает, волнует, угнетает.

Поэтому я стараюсь прежде всего снять напряжение, создать в группе такую обстановку, чтобы каждый чувствовал: именно его здесь ждут. Почувствовав себя нужным, ребёнок легче переживает перемену в своей жизни. С первых дней я пытаюсь установить эмоционально положительные отношения и с каждым ребёнком в отдельности и со всеми детьми в целом.

Изучив литературу по эмоциональному воспитанию дошкольников таких авторов как А. Д. Кошелев, Н. Л. Кряжева, В. М. Минаева, за основу своей работы я взяла принципы, предложенные педагогом из города Новосибирска Н. Головкиной:

Я не всезнайка. Поэтому я не буду стараться быть им.

Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыта любящим детям.

Я люблю, когда меня принимают такой, какая я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его.

Я – единственная, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка.

Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребёнка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчить удары.

Я чувствую страх, когда беззащитна. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребёнка с добротой, лаской и нежностью.

Чтобы работа с детьми носила целенаправленный характер, решила определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. За основу взяла диагностику, разработанную Л. П. Стрелковой, выделяя следующие параметры:

адекватная реакция на различные явления окружающей действительности,

адекватная реакция на эмоциональное состояние других людей,

широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане,

адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

На основе результатов диагностики был составлен тематический план работы с детьми.

В течение года в совместной деятельности с детьми я провожу игры и другие мероприятия, на которых использую элементы психогимнастики, аутотренинга, способствующие воспитанию эмоций.

Дети охотно играют в «Поварята», «Дотронься до…», «На что похоже настроение». Снизить уровень агрессивности у детей стараюсь в играх, в которых можно драться, например «Бой подушками» и т. д. Любят дети игры с карточками, изображающими различные эмоции («Как ты себя чувствуешь?», «Встреча эмоций» и т. д.).

Кроме игр, для развития эмоциональной сферы, я провожу целенаправленную совместную организованную образовательную деятельность, в ходе которой дети переживают различные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с тем, как и что переживали герои литературных произведений.

Ценность такой работы заключается в следующем:

расширяется круг понимаемых детьми эмоций,

дети начинают лучше понимать себя и других,

у них чаще наблюдается эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

В результате работы по эмоциональному воспитанию детей, в группе сложились определённые традиции. Мы завели «Дневник настроений». Утром, придя в группу, дети ставят свои фотографии с той пиктограммой, с каким настроением они пришли, а если оно меняется в течение дня, то они переставляют свою фотографию. Дневник концентрирует внимание детей на своих эмоциях и на эмоциях окружающих.

Весело и душевно у нас проходят сладкие вечера, дни рождения детей. Стало традицией пить чай с разными вкусностями. Такие вечера снимают психоэмоциональное напряжение.

Педагогическую работу я строю с учё том следующих положений:

Системность организации психики ребёнка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путём воздействия на другие психические процессы (ощущение, воображение, мышление) и их регуляцию.

Опора на возрастные возможности дошкольников. Воплощению этого принципа способствует учёт интересов детей, определяемых возрастом (сказки, игры и т. д.).

Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, всё же особо хочется подчеркнуть игру. Она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной и других сферах личности.

В своей работе я использую следующие формы организации работы с детьми:

утренние и вечерние круги,

работа во время организованной образовательной деятельности в малых группах, при этом состав группы не постоянный – в течение учебного года у каждого ребёнка появляется возможность поработать со своими сверстниками,

организация взаимодействия малых групп между собой,

обмен мнениями между детьми и взрослыми (ребёнок не должен боятся высказывать свою точку зрения,

отказ от жёсткой регламентации деятельности дошкольников,

построение партнёрских взаимоотношений между детьми и педагогами,

просмотр мультфильмов, использование аудиозаписей и других технических средств обучения,

экскурсии, целевые прогулки,

тематические вечера.

Раскрою задачи и варианты для каждой возрастной группы.

Вторая младшая группа.

Основными задачами на этом возрастном этапе являются:

- побуждение детей к эмоциональному реагированию,

- поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые).

Для реализации этих задач я применяла сенсорные игры, игры с водой (пускать кораблики, купать игрушки, наполнять водой пластиковые ёмкости и т. д.). Параллельно с сенсорными играми я проводила игры, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего по жестикуляционной выразительности. Сюжетной основой для таких игр выступали произведения детских писателей, фольклор.

Во второй младшей группе знакомила детей с лексикой, отражающей наиболее яркие эмоциональные состояния : радость, веселье, злость, испуг, печаль. Основную роль в решении этих задач выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы я акцентировала внимание детей на слова, характеризующие определённые эмоциональные состояния. Одновременно, я демонстрировала проявление эмоций в мимике, жестах, интонациях, побуждала детей к определению эмоциональных состояний.

Дети этого возраста должны научиться видеть и воспроизводить характерные особенности эмоциональных состояний. Для этого я использовала иллюстративный материал, театрализованную деятельность. Например, используя серию сюжетных картинок и наборы карточек с изображением героя в разных эмоциональных состояниях, я предлагала детям подобрать к каждой сюжетной картинке карточку, соответствующую настроению героя.

Средняя группа.

На этом этапе решалось больше задач, связанных с эмоциональным состоянием детей. Это, прежде всего, расширение опыта эмоционального реагирования. Для этого я использовала сенсорные игры.

В среднем возрасте я пополняла «эмоциональный» словарь детей словами, обозначающими различные настроения, словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень злой, совсем не страшный и т. д., учила подбирать синонимы (радостный – весёлый; грустный – печальный – тоскливый и т. д.); находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния, понимать эмоциональные характеристики.

Чтобы облегчить детям процесс овладения эмоциональным словарём, формирования умения анализировать эмоции с помощью слов я обращалась к литературе, использовала наглядный материал. Я старалась учить детей определять и дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам, замечать изменения в настроении. Для решения этих задач я проводила беседы с использованием пиктограмм.

Старший дошкольный возраст.

К задачам этого возрастного этапа относятся следующее:

- совершенствование опыта внешнего оформления эмоций,

- стимулирование самобытности эмоционального реагирования.

Для решения этих задач я использовала серию эмоционально-экспрессивных игр. Я старалась подвести детей к мысли: от настроения человека во многом зависят его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми.

Поддерживая в ребёнке радостное настроение, я стараюсь укрепить его психическое здоровье.

Конечно же, ходить, говорить, читать, писать ребёнок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться любить – этому научиться сложно.

Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким, насыщенным, что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!».

Работа с родителями.

Для достижения наилучшего результата необходима организация совместной деятельности воспитателя и родителей, родителей и детей. Поэтому, я прежде всего изучила отношение родителей к проблеме эмоционального воспитания. С этой целью я провела анкетирование родителей, которое показало, что из 26 семей серьёзно к этой проблеме относятся всего 5. По результатам анкетирования я составила план работы с родителями.

На первом этапе работы я познакомила родителей с формами и особенностями игр по эмоциональному развитию детей, а также старалась подключить к процессу развития эмоциональных способностей и навыков детей.

На следующем этапе я подключила родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество.

Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка.

Публикации по теме:

Антошкины эмоции.Антошкины эмоции. Педагогическое мастерство воспитателя многогранно. Оно складывается из профессиональной подготовки, постоянного углубления теоретических.

Конкурс грядокКонкурс грядок Девочки, у нас в саду прошел конкурс "Огород на окне" Представленные фотографии, всего лишь, малая часть, что представлено было на суд нашего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной сферы дошкольников в совместной с педагогом деятельности
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 15:43
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в совместной с педагогом деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Завьялова (УИ 66077) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД