Развитие зрительно-осязательного обследования предметов при помощи эталонных карточек в средней группе

Мария Мочалова
Развитие зрительно-осязательного обследования предметов при помощи эталонных карточек в средней группе

Умение точно воспринимать предметы и явления имеет большое значение для ориентировки ребенка в окружающем мире, развития мышления, речи, общения. Взаимосвязь видов восприятия играет особую роль в создании предметных образов.

Предлагаем три этапа проведения занятий: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе было проведено одно занятие с целью ознакомления детей с признаками предметов.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) научить детей обследовательским действиям (зрительным и осязательным) при восприятии предметов (рассмотреть, потрогать, погладить, взвесить,

2) познакомить детей с признаками предметов (цвет, форма, величина, твердость – мягкость, качество поверхности, вес, научить соотносить их со схемой,

3) научить выделять признаки предметов по схеме,

4) развивать концентрацию внимания,

5) развивать мыслительные операции (классификация,

6) воспитывать умение слушать педагога и отвечать на его вопросы.

Основным методом обучения на данном этапе являлись беседа, показ, образец педагога, рассказывание по схеме.

На основном этапе были проведены семь занятий с целью развития зрительного и осязательного восприятия при выделении признаков предметов у детей. На каждом занятии решались задачи расширения и углубления знаний о признаках предметов, развития обследования предметов зрительным и осязательным путем, развития мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, обогащения словаря названиями признаков и действий по их выявлению, воспитания умения действовать в соответствии с поставленной задачей.

На заключительном этапе работы с детьми было организовано два занятия. Занятия были проведены с целью проверки умение детьми выделять признаки предметов с помощью зрительного и осязательного восприятия.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1) закреплять умение выделять признаки предметов с помощью зрительного и осязательного обследования,

2) закреплять умение словесно обозначать признаки предметов по схеме,

3) развивать концентрацию внимания,

4) развивать мыслительные операции,

5) воспитывать умение слушать инструкции педагога и действовать согласно с ней.

Струкура занятий основана на этапах формирования умственных действий, предложенных П. Я. Гальпериным. Каждое занятие содержит следующую структуру: вводная, основная и заключительные части. В вводной части сообщалась тема занятия, создавался эмоциональный настрой детей на занятие. Основная часть состояла из следующих заданий и упражнений:

1) показ образца обследовательских действий педагогом и повторение его детьми на материальной основе;

2) выделение признаков предметов с помощью зрительного и осязательного обследования;

3) словесное обозначение признаков предметов, опираясь на схему обследования;

4) классификация и обобщение предметов, по определенным признакам;

5) опознание предмета, по описанным признакам.

Также в этой части были проведены физминутка, зрительная и пальчиковая гимнастика. В качестве обследуемого пособия были использованы материалы по лексическим темам «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Инструменты» и другие. В заключительной части были подведены итоги занятия, обмен впечатлениями.

Для решения третьей задачи нами были определены следующие методы и приемы развития зрительного и осязательного восприятия предметов:

показ действий при обследовании предметов;

показ обследования предмета с использованием схематической модели;

упражнения на выявления комплекса признаков у предметов.

В качестве специальных методов и приемов для развития зрительных функций и осязательных возможностей мы использовали:

упражнения для повышения осязательной чувствительности;

гимнастику для развития подвижности и гибкости рук;

гимнастику для глаз.

Процесс формирования способов обследования проходил при активном использовании словесных приемов: инструкций, пояснений, указаний, вопросов.

Сенсорные карточки:

Развитие зрительно-осязательного обследования предметов при помощи эталонных карточек в средней группе

Краткий список занятий

Занятие 1: «У нас в гостях Петрушка»

Задачи:

- научить детей обследовательским действиям при восприятии предметов (рассматривание, ощупывание, надавливание, поглаживание, взвешивание на ладони)

- познакомить детей с основными признаками предметов (форма, цвет, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес, научить соотносить их со схемой

- научить выделять признаки предметов по схеме

- развивать концентрацию внимания

- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)

- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы

Упражнения:

«Посмотрим и потрогаем»

«У каждого признака есть своя схема»

«Расскажи об игрушке по схеме»

«Разложи по цвету»

«Угадай признаки» (загадки)

Занятие 2. «Петрушка принес игрушки»

Задачи:

- учить выделять признаки предметов (цвет, форма, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес) зрительно-осязательным путем

- учить словесно обозначать зрительные и осязательные признаки предметов, опираясь на схему

- развивать концентрацию внимания

- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)

- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы

Упражнения:

«Интересные игрушки»

«Посмотри и скажи»

«Расскажи об игрушке»

«Разложи по форме»

«Узнай по признакам» (загадки)

Занятие 3 «В гости к Петрушке»

Задачи:

- продолжать учить выделять признаки предметов (цвет, форма, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес) зрительно-осязательным путем

- продолжать учить словесно обозначать зрительные и осязательные признаки предметов, опираясь на схему

- развивать концентрацию внимания

- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)

- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы

Упражнения:

«Петрушкина мебель»

«Посмотри и скажи»

«Расскажи о мебели»

«Разложи по величине»

«Узнай по признакам» (загадки)

Занятие 4 «Посылка от Петрушки»

Задачи:

- продолжать учить выделять признаки предметов (цвет, форма, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес) зрительно-осязательным путем

- продолжать учить словесно обозначать зрительные и осязательные признаки предметов, опираясь на схему

- развивать концентрацию внимания

- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)

- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы

Упражнения:

«Посылка»

«Посмотри и скажи»

«Расскажи об овоще»

«Разложи овощи по форме и величине»

«Узнай по признакам» (загадки)

Занятие 5 «Пошлем Петрушке подарок»

Задачи:

- упражнять в выделении признаков предметов (цвет, форма, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес) зрительно-осязательным путем

- упражнять в словесном обозначении зрительных и осязательных признаков предметов, опираясь на схему

- развивать концентрацию внимания

- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)

- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы

Упражнения:

«Фрукты»

«Посмотри и потрогай»

«Расскажи о фрукте»

«Разложи по твердости - мягкости»

«Какой это фрукт?» (игра с мячом)

Занятие 6 «Делаем подарок Ляле»

Задачи:

упражнять в выделении признаков предметов (цвет, форма, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес) зрительно-осязательным путем

- упражнять в словесном обозначении зрительных и осязательных признаков предметов, опираясь на схему

- развивать концентрацию внимания

- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)

- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы

Упражнения:

«Подарки Ляле»

«Посмотри и потрогай»

«Расскажи о предмете»

«Разложи по весу»

«Какой это предмет (игра с мячом)

Занятие 7 «Идем к Ляле на день рождения»

Задачи:

- продолжать упражнять в выделении признаков предметов (цвет, форма, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес) зрительно-осязательным путем

- продолжать упражнять в словесном обозначении зрительных и осязательных признаков предметов, опираясь на схему

- развивать концентрацию внимания

- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)

- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы

Упражнения:

«Посуда на столе»

«Посмотри и потрогай»

«Расскажи о посуде»

«Разложи по шершавости - гладкости»

«Какая это посуда?» (игра с мячом)

Занятие 8 «Лялина одежда»

Задачи:

- продолжать упражнять в выделении признаков предметов (цвет, форма, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес) зрительно-осязательным путем

- продолжать упражнять в словесном обозначении зрительных и осязательных признаков предметов, опираясь на схему

- развивать концентрацию внимания

- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)

- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы

Упражнения:

«Одежда»

«Посмотри и потрогай»

«Расскажи об одежде»

«Разложи по цвету и гладкости - шершавости»

«Отгадай одежду» (карточка- загадка)

Занятие 9 «Исправляем поломку»

Задачи:

- закреплять умение выделять признаки предметов (цвет, форма, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес) зрительно-осязательным путем

- закреплять умение словесно обозначать зрительные и осязательные признаки предметов, опираясь на схему

- развивать концентрацию внимания

- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)

- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы

Упражнения:

«Инструменты»

«Посмотри и потрогай»

«Расскажи об инструменте»

Зарядка для глаз

«Разложи по величине и весу»

«Отгадай инструмент» (карточка- загадка)

Занятие 10 «Собираемся в зоопарк»

Задачи:

- закреплять умение выделять признаки предметов (цвет, форма, величина, твердость–мягкость, качество поверхности, вес) зрительно-осязательным путем

- закреплять умение словесно обозначать зрительные и осязательные признаки предметов, опираясь на схему

- развивать концентрацию внимания

- развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение)

- воспитывать умение слушать педагога и отвечать на вопросы

Упражнения:

«Дикие животные»

«Посмотри и потрогай»

«Расскажи о животном»

«Разложи по цвету, форме и гладкости-шершавости»

«Отгадай животное» (карточка- загадка)

Более подробные конспекты заданий смотрите в моем блоге.

Публикации по теме:

Речевое развитие детей раннего возраста Ранний возраст является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. В связи с этим в системе всего педагогического процесса развитию речи.

Влияние художественного творчества на всестороннее развитие ребенка. Влияние художественного творчества на всестороннее развитие ребенка Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Развитие зрительно-осязательного обследования предметов при помощи эталонных карточек в средней группе
Опубликовано: 18 ноября 2014 в 22:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

Открытое интегрированное занятие для родителей в старшей логопедической группе «Тайны...
Открытое интегрированное занятие для родителей в старшей логопедической группе «Тайны птичьего мира». Выполнила: Карловская Оксана Анатольевна МАДОУ...
Фотоотчёт об экологическом проекте «Мир цветов»
Под таким названием в нашем саду в августе был реализован краткосрочный познавательно – творческий проект с детьми 4 -6 лет. Цель нашего проекта познакомить...
Мастер-класс по изготовлению массажной дорожки в виде змеи
Для массажной дорожки нам понадобятся: любая ткань, ножницы, иголка с ниткой ( можно воспользоваться швейной машинкой , две пуговицы для глаз, клочек...