Лучший педагог года

Развитие зрительной и слуховой памяти у дошкольников с ОНР. Дидактическая игра «Цепочка слов»

Куликова Дарья Юльевна
Развитие зрительной и слуховой памяти у дошкольников с ОНР. Дидактическая игра «Цепочка слов»

Методическая разработка на тему:

«Развитие зрительной и слуховой памяти у детей старшего и подготовительного возраста детского сада».

Дидактическая игра «Цепочка слов».

Автор-составитель: Куликова Д. Ю. учитель-логопед ГБДОУ№78

Введение.

1. Актуальность темы.

Публикация «Развитие зрительной и слуховой памяти у дошкольников с ОНР, Дидактическая игра „Цепочка слов“» размещена в разделах

Жизнь постоянно требует от ребенка использования имеющегося у него опыта. Ежедневно в практической, игровой, бытовой деятельности ребенок должен опираться на усвоенные им способы действия с предметами, должен использовать приобретенные знания, умения и навыки. Без этого невозможна деятельность по самообслуживанию, выполнение заданий воспитателя на занятии, речевое общение со взрослыми и сверстниками, осуществление игровой и любой другой деятельности. Все чаще возникает необходимость преднамеренно запомнить и затем вспомнить.

Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накапливает ее. В течение жизни мы узнаем что-то новое и сохраняем информацию благодаря памяти.

Не все виды памяти одинаково развиваются у детей здоровых, обычных и имеющих отклонения в развитии, например, с тяжелыми нарушениями речи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Так как с каждым годом для ребенка появляется необходимость усваивать все большее количество информации.

Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам. В связи с этим, я выбрала тему своей работы "Работа по развитию зрительного восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи".

2. Особенности работы по развитию неречевых процессов у детей с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие, что является базой для развития речи. Следовательно, обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование. Работа по развитию у детей зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений.

В связи с тем, что уровень речевого развития ребенка не зависит от возраста (например, I уровень речевого развития может иметь ребенок 3, 4, 5 и более лет, то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста, особенно на первых этапах работы. В дальнейшем работа будет усложняться за счет возрастных требований к словарю детей, определяемых «ФГОС».

Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, логопед должен тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным). В проведении игр большая роль принадлежит воспитателю, так как у него больше возможностей организовать и провести разнообразные игры. Логопед дает воспитателю задание для проведения игр с детьми различного уровня развития.

3. Первый этап работы.

Формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).

1) С целью развития зрительного гнозиса предметов предлагают такие задания:

-Назвать контурные изображения предметов;

-Назвать недорисованные контурные изображения предметов;

-Назвать наложенные изображения предметов;

-Назвать перечеркнутые изображения предметов;

-Определить, что правильно, а что неправильно нарисовал художник;

2) С целью восприятия цвета предлагают:

-Подобрать картинки к определенному цветовому фону;

-Назвать цвет изображенного предмета;

-Разложить картинки по цветовому фону, подбирая их по оттенкам;

-Отобрать предметы определенного цвета;

-Закрасить полосочки, по заданию логопеда.

3) С целью восприятия формы предмета:

-Подобрать предметы к определенной геометрической форме;

-Назвать геометрические фигуры, из которых состоит рисунок;

-Подобрать карточки парами в зависимости от геометрических фигур;

-Построить фигуру по заданию логопеда из геометрических фигур;

-Выполнить тесты Равена и конструировать из кубиков Кооса.

4) С целью восприятия величины и размера предмета:

-Показать на картинке длинные и короткие части одежды;

-Расположить предметы по росту;

-Расположить предметы по их реальной величине;

-Расставить героев по росту

5) Развитие буквенного гнозиса:

-Назвать перечеркнутые изображения букв;

-Назвать наложенные буквы друг на друга;

-Найти заданную букву среди других букв;

-Найти спрятавшиеся буквы на фоне контурного изображения предметов;

-Конструировать и реконструировать буквы;

(уменьшая количество элементов – В = Р, А = Л, П = Г);

(увеличивая количество элементов – Р = В, Г = П, Л = А);

(меняя расположение элементов - б = д, Г = Т, Р = Ь);

-Найти букву в стилизованном изображении.

4. Второй этап работы.

Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

Для расширения объема зрительной памяти предлагают:

-Запомнить 4-5 картинок (средний возраст, 5-8 (старший возраст, 8-10 (подготовительный возраст);

- Игра «Чего не стало?», «Что изменилось?»;

-Запомнить фигуры и через некоторое время расположить их в прежней последовательности;

-Запомнить ряд букв и через некоторое время расположить их по памяти;

- Рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же листа;

-Рассмотреть и запомнить 4-5 картинок и, перевернув лист, нарисовать по памяти;

Вывод:

Овладение зрительной памятью в целом, является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Игра представляет собой набор карточек картинок по лексическим темам: «Осень», «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты»,

«Лес. Грибы», «Лес. Ягоды», «Перелетные птицы», «Насекомые», «Домашние животные», «Дикие животные».

По каждой лексической теме - 10 карточек.

Перед началом игры карточки необходимо увеличить до размера 10 / 8 см, разрезать и заламинировать.

Цель игры: Развитие зрительной и слуховой памяти у дошкольников старшего и подготовительного возраста.

Задачи:

• Обучающие:

- расширять активный словарь детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи. Огород», «Сад. Фрукты», «Лес. Грибы», «Лес. Ягоды», «Перелетные птицы», «Насекомые», «Домашние животные», «Дикие животные»;

-обучать детей составлению рассказа по серии картинок.

• Развивающие:

-развивать зрительное внимание и память;

-развивать слуховое внимание и память.

Правила игры на развитие зрительной памяти:

Игра №1.

На фланелеграфе поместить карточки – картинки по лексической теме в определенной последовательности (для детей старшего возраста 8 картинок, для детей подготовительного возраста 10 картинок).

Взрослый просит детей назвать «Цепочку слов», изображенных на картинках. Затем предлагает детям закрыть глаза. В это время взрослый убирает одну картинку. Просит детей открыть глаза, и назвать какой картинки не стало. Если дети называют слово правильно – взрослый помещает картинку обратно на фланелеграф.

Игра №2.

На фланелеграфе поместить карточки – картинки по лексической теме в определенной последовательности (для детей старшего возраста 8 картинок, для детей подготовительного возраста 10 картинок).

Взрослый просит детей назвать «Цепочку слов», изображенных на картинках. Затем предлагает детям закрыть глаза. В это время взрослый меняет две картинки местами. Просит детей открыть глаза, и назвать какие картинки поменяли местами. Если дети называют правильно – взрослый помещает картинки обратно на фланелеграф.

Правила игры на развитие слуховой памяти.

Игра №3.

Взрослый просит детей запомнить цепочку слов. Произносит слова в определенной последовательности. Затем просит детей повторить «Цепочку слов» в той же последовательности. Если дети называют слово правильно, взрослый помещает соответствующую картинку на фланелеграф.

Правила игры на развитие связной речи.

Игра №4.

Взрослый раздает детям картинки на определенную лексическую тему и просит по ним составить рассказ.

Лексическая тема: «Осень».

Цепочка слов: осень, солнце, туча, дождь, слякоть, ветер, листопад, птицы, гнездо,юг.

Лексическая тема: «Огород. Овощи».

Цепочка слов: Осень, урожай, овощи, огород, грядка, теплица, картошка, морковка, помидор, огурец.

Лексическая тема: «Сад. Фрукты» Цепочка слов: Сад, садовод, фрукты, корзина, яблоко, груша, слива, апельсин, варенье, компот.

Лексическая тема: «Лес. Грибы»

Цепочка слов: Грибник, корзина, нож, лес, ёлка, мох, лисичка, боровик, береза, подберезовик.

Лексическая тема: «Лес. Ягоды».

Цепочка слов: Лес, лукошко, мох, ягоды, черника, земляника, клюква, малина, бабушка, варенье.

Лексическая тема: «Перелетные птицы».

Цепочка слов: Осень, птицы, гнездо, небо, ласточка, лебедь, аист, скворец, грач, юг.

Лексическая тема: «Насекомые».

Цепочка слов: лист, гусеница, куколка, бабочка, цветок, пчела, улей, мёд, паутина, паук.

Лексическая тема: «Домашние животные».

Цепочка слов: животные, ферма, сено, пастух, корова, коза, молоко, овца, кролик, шерсть.

Лексическая тема: «Дикие животные».

Цепочка слов: лес, белка, ёж, заяц, нора, лиса, логово, волк, берлога, медведь.

(К данным цепочкам слов прилагаются картинки)

Публикации по теме:

Годовой план работы в детском саду по охране окружающей среды Годовой план мероприятий по охране окружающей среды в детском саду. № п\п Название мероприятия Дата проведения Участники 1 «Природа и.

Презентация к занятию в старшей группе детского сада: «Я живу в Башкортостане» СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ:[hide]http://www.maam.ru/users/files/download2785.html[/hide] Презентацию к непосредственно образовательной деятельности "Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие зрительной и слуховой памяти у дошкольников с ОНР. Дидактическая игра «Цепочка слов»
Опубликовано: 25 марта 2014 в 18:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД