МААМ-картинки

Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста

Ольга Родионова
Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрос-лых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего раз-вития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает поло-жительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сде-лать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Публикация «Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможно-стей

каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формиро-ванию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания му-зыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репер-туара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной дея-тельности и др.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от при-роды;

учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на

основе различных природных задатков формировать специальные музы-кальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У

некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ла-довое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетель-ствует о

музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления – способность воспроизводить мело-дию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкаль-ном

инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти

годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает му-зыкант-психолог Б. М. Теплов, не является показателем слабости или тем более

отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в кото-ром

растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музы-кальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получа-ющих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музы-кальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения орга-низма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каж-дого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специ-алистов в

области исследования проблем музыкальности, само по себе является аб-сурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ре-бенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает зна-чительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать ему все многообразие существующих вокруг звуковых кра-сок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, та-инственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились раз-личать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – одно из свойств данное природой человеку.

Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музы-кальной деятельности: при слушании музыки, пении, движении, музыкаль-ном творчестве.

Эти, как их принято называть, специальные или основные способно-сти

включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти спо-собности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблю-дается закономерность. Поэтому и относят педагоги понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творче-ством так же к понятию «музыкальность». Итак, чем активнее общение ре-бенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Рассмотрим подробнее методические приемы развития звуковысот-ного слуха у детей дошкольного возраста.

Что такое звук? Звук-это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий. Тихий и громкий, высокий и низкий звук, конечно, никогда не спутаешь. Если вни-мательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата различными интонационными оборотами. Благодаря им, наша речь становится более красочной и выразительной.

Чтобы раскрыть детям эту тайну звука, поиграйте с ними в игру-диалог. Представьте себе, что встретились два человека, один большой-большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот – отве-чать ему тоненько и нежно.

– Где ты живешь? – прогремел великан.

– В цветке ландыша, – нежно зазвенело в ответ.

– С кем ты дружишь? – снова раздался громовой вопрос.

– С Дюймовочкой.

Можно придумать дальнейший диалог и исполнить его, не забывая о том что, великан говорит громовым басом, а сказочный малютка - высоко, нежно. Можно произвольно изменять голос с более низкого дна более вы-сокий. Проделав этот путь голосом несколько раз, убедитесь в новом свой-стве звука.

Каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого, и любой шумовой от музыкального. Прочтите с детьми сказку про девочку Ксюшу, кошку и пианино, чтобы

ребенок понял, какие звуки называются высокими, а какие низкими:

Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Ксюша. Как-то подарили ей

пианино на день рождения, а она играть не умела и начала стучать по кла-вишам, перепугала даже кошку Мурку.

Опечалилась Ксюша и пошла спать. Уснула Ксюша, и приснился ей удивительный сон.

Будто дома она да кошка,

И сидят они у окошка.

А за спиной: «бум-бум!»

Обернулась Ксюша, услышав шум.

Видит – пианино шагает,

Крышку, как рот открывает.

А под крышкой – клавиши в ряд,

Словно зубы торчат.

Вот-вот сердитое фортепиано

Проглотит девочку Оксану.

Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.

Но тут кошка на клавиши прыг!

И чудо случилось в миг.

Мурка по клавишам идет,

А пианино поет, поет.

Мурка неслышно ступает,

А пианино ей ласково отвечает.

Тут вдруг чудо случилось –

Кошка вдруг говорить научилось:

«Мяу, все тебе расскажу,

Хочешь, секрет покажу!» –

Ксюше она говорит

И заглянуть в пианино велит.

Сама же хвостом виляет,

Клавиши лапками нажимает.

Налево Мурка пойдет –

Низким голосом пианино поет,

А если повернет правее –

Звуки все выше, нежнее.

В пианино заглянула Ксюша,

Так и ахнула:

К каждой клавише молоточек приделан,

А сзади целый ряд струн, да все разные!

У струн коротких и тонких

Голос высокий и стройный,

А чем толще, длиннее струна –

Тем ниже звучит она.

Клавишу Мурка нажимает –

Молоточек по струне ударяет,

Струна звенит, поет,

Мурка дальше идет.

Думает девочка Оксана,

«Совсем нестрашное фортепиано.

Надо только его не бить,

Кулаками по нему не колотить,

А бережно клавиш касаться –

Вот оно и не будет кусаться».

Тут наступило утро, и сон прервался. Ксюша встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн. (Е. Королева)

Можно также прочитать стихотворение:

У рояля много клавиш!

Ты их всех звучать заставишь.

В крайних слева бас гудит

Будто он всегда сердит.

В крайних справа звук высок

Будто птичий голосок.

В средних клавишах как раз

Тот же голос, что у нас.

Н. Кончаловская.

Музыкальные дидактические игры для развития звуковысотно-го слуха :

Музыкальное лото

Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан, кружочки-ноты.

Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на металлофоне, ксилофоне или синтезаторе вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Ступеньки

Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик, детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губ-ная гармошка).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по сту-пенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следу-ющий ребенок действует другой игрушкой.

Угадай колокольчик

Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый, которые со-ответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.

Ход игры. Ребенок-ведущий звенит поочередно то одним, то другим ко-локольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый – на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый – на верхней, если звенит маленький колокольчик.

Повтори звуки (Бубенчик)

Игровой материал: карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный – «дан», зеленый – «дон», желтый – «динь»; ма-ленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по од-ному) или кружочки любого цвета; металлофон.

Ход игры. Воспитатель-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубен-чика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы) : «дан-дан-дан». Зеленый бубенчик звенит не-много выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы) : «дон-дон-дон.» Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назо-вем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы) : «динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку (или кружочек, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточ-ке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а так-же в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на метал-лофоне).

Вариант беседы (вариант игры).

Ход. Музыкальный руководитель рассказывает: «Жили-были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким голоском. «Динь-динь» – звучала его песенка. Дан пел пе-сенку средним голоском: «Дан-дан». А у бубенчика Дон голосок был по-толще, пониже, чем у его братьев. «Дон-дон» – грозно звучала его песен-ка. Посмотри на эти линеечки. На каждой из них нарисован бубенчик, бу-бенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звучит выше всех, а какой ниже? Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно пока-жите рукой бубенчики, изображенные на разных линейках. (Используется фланелеграф, на котором прикреплены три линеечки, бубенчики распола-гаются на этих линейках).

Список литературы:

1. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. Дошкольное воспита-ние, 1994 год, №6, стр. 89.

2. Кузмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий, До-школьное воспитание, 1980 год, № 5.

3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль

«Академия развития», 1997 год.

4. Радынова О. Дошкольный возраст – задачи музыкального воспитания.

Дошкольное воспитание, 1994 год, № 2, стр. 24 - 30.

5. Столярова В. Чтобы дети росли добрыми. Дошкольное воспитание, 1996 год, № 9, стр. 119.

6. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. Дошкольное воспита-ние,

1992 год, стр. 39.

7. https://olga190780.narod.ru/index/0-22

Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения» В настоящее время наблюдается увеличение.

Интерактивный кукольный спектакль для детей с нарушением и нормой слуха младшего дошкольного возраста «Подарок маме» Музыкальное сопровождение. Ведущий. Герои: мама (взрослый, игрушка би-ба-бо Ваня, котик, птичка, щенок. Оформление сцены: дом, забор, деревья,.

Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). При несформированности речевого звукоразличения ребенок.

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Консультация «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» На занятиях по обучению грамоте.

Консультация для родителей «Праздник ёлки для детей раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением слуха» Новый год – особый праздник, на него хочется обратить внимание даже совсем маленького ребёнка. Его непременным атрибутом является нарядная.

Лепбук по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возрастаЛепбук по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста Цель данного пособия - сформировать фонематический слух у детей дошкольного возраста, для успешного овладения грамотой. Развивая фонематический.

Методическая разработка «Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста» Введение Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе.

Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста Продолжение Методическая разработка Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста Игры на формирование.

Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста Слайд 1 Тема нашего семинара «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста». Слайд.

Слушание музыки, как средство развития музыкального слуха детей дошкольного возраста Кива С. А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 июля 2018 в 12:22
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД