МААМ-картинки

Развитие активного словаря детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

Анна Трафимова
Развитие активного словаря детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. При нарушениях, в процессе формирования словаря дошкольников, лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Так, Л. C. Выготский отмечал: «. Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи».

Публикация «Развитие активного словаря детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр» размещена в разделах

Овладение словарным составом родного языка, по мнению ряда исследователей таких, как Ю. С. Ляховская, Е. М. Струнина, Н. П. Савельева, В. ИЯшина и др. - это необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова. Использование языка как средства общения так же связано, прежде всего, со словом. Говорящий пользуется словами, составляет из них словосочетания, предложения, а слушающий расчленяет воспринимаемую им речь на самостоятельные лексические единицы-слова.

Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Специфика дошкольной игры заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаются со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. В дошкольных образовательных учреждениях педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре

2

ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе.

По мере того, как дошкольник осваивает окружающую действительность - предметы, явления (их особенности, свойства, качества, он начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками.

Значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей.

Для реализации словарной задачи в дошкольном учреждении используются дидактические игры. С помощью дидактической игры мы не только передаем детям определенные знания, формируем представления, учим играть, но и активизируем активный и пассивный словарь, который малыши могут применить в повседневной жизни.

В ходе проведения диагностического обследования речевого развития речи детей 3-х лет было выявлено, что у многих детей активный словарь имеет менее 1000 слов, не все могут повторить за взрослым предложение, пользоваться речью как средством общения со взрослыми и сверстниками.

Поэтому мы определили направление нашей работы с детьми «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру» и поставили цель: расширять границы окружающего ребенка мира, развивать правильную связную речь, отработать артикуляцию, расширить активный словарь, научить выражать свои мысли словами, сформировать речевое мышление.

Непременным условием полноценного речевого развития является разнообразная и правильно организованная игровая среда.

Создавая предметно-развивающую среду, мы учитывали возрастные особенности детей : игровые зоны расположили в доступном месте, оформили тематические центры: по сенсорному воспитанию, по ознакомлению с окружающим, экологическому воспитанию, подобрали яркие игрушки, которые побуждали малышей к общению.

На первом этапе работы по речевому развитию использовались дидактические игры на взаимоотношение детей друг к другу и к воспитателю. Это такие игры, как: «Позови», «Передай колокольчик», «Зайка, помоги», «Чего не хватает», «Ладушки», «Иди ко мне», «Хоровод с куклой», «Бегите ко мне». Эти игры помогли малышам поближе узнать друг друга, развить у них зрительное внимание и запоминание, также создать у детей положительное эмоциональное состояние в общении друг с другом и с взрослым. Дети стали общаться со взрослыми и сверстниками посредством речи.

В развитии и закреплении культурно-гигиенических навыков у детей нам помогли дидактические игры «Идем к кукле в гости», «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Новая кукла», «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку», «День рождение куклы» и др. В процессе игр у детей совершенствовались навыки этического поведения, воспитывалось заботливое отношение к кукле-партнеру по игре, активизировался словарный запас. К концу года дети стали употреблять в своей речи существительные, обозначающие предметы гигиены, одежды, посуды, спальных принадлежностей; глаголы, обозначающие трудовые действия (стирать, поливать, гладить) и противоположные по значению (снимать-одевать, открывать-закрывать).

В дидактических играх на внимание : «Найди свою игрушку», «Найди свое место», «Будь внимательный», «Не зевай», «Кто ушел», «Что изменилось?» каждый ребенок получал возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретал собственный действенный и чувственный опыт. Игры способствовали обогащению словаря существительными, обозначающими названия игрушек, глаголами, прилагательными. К концу года дети стали составлять небольшие рассказы о новой игрушке, об обновке.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию «Спрячь мышку», «Бабочка», «Сложи картинку», «Найди подходящую заплатку» были направлены на совершенствование представлений о величине, форме и цвете. В этих играх у детей формировались умения выделять цвет, форму, величину, группировать предметы по нескольким сенсорным признакам. Дети овладели операциями сравнения и обобщения.

Очень увлекали детей дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши). В процессе игр с ними у детей совершенствовалась координация движений рук, развивалась мелкая моторика и глазомер. Малыши научились понимать речь взрослого, отвечали на простейшие вопросы: «Что?», «Какой?», «Где?», применяли в речи прилагательные, обозначающие цвет и величину предметов, наречия.

Играя с сюжетными дидактическими игрушками, дети наделяли их человеческими качествами, заботились о них, укладывали спать. К концу года дети в своих играх сопровождали игровые и бытовые действия речью.

Для формирования словаря также важное значение имели дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром. Дидактические игры «Помоги кукле постирать», «Уберемся в комнате», «Приготовим обед» помогли развить у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, а также они познакомились с трудовыми действиями взрослых.

Дети не только усвоили слова, обозначающие трудовые действия, но и научились их употреблять по собственному усмотрению.

В младшем дошкольном возрасте дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития.

На прогулке, соприкасаясь с природой, дети знакомились с явлениями природы, получали представления о колючих и гладких, легких и тяжелых предметах природного окружения (шишки, желуди, камушки). Дидактические игры с природным материалом «На что похоже?», «Подбери такого же цвета», «Собери букет из осенних листьев», «Разноцветные снежки» делали прогулку насыщенной впечатлениями. В таких играх закреплялись знания детей об окружающей их природной среде, формировались мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывалась любовь к природе, бережное к ней отношение.

В процессе дидактических игр мы внимательно следили за их ходом, за поведением детей, выявляли особенности ребят, что позволяло планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.

Кроме того, расширению игрового опыта способствовало использование нескольких вариантов игры, различных видов дидактических игр, их последовательное усложнение.

Музыкально-дидактические игры : «Какой инструмент играет?», «Чей домик?», «Птичка и медведь» помогали детям выделять, слышать свойства и выразительные возможности музыки, голоса, инструмента. У детей формировалась музыкальная восприимчивость, влияющая на развитие общей музыкальности и творческих способностей. Исполнение детьми небольших песенок способствовало развитию артикуляционного и голосового аппарата.

Результаты диагностического обследования по развитию речи показали положительную динамику.

Дидактические игры помогли нам обогатить активный словарный запас детей, малыши научились слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, повторять за взрослыми простые предложения, делиться информацией. С помощью дидактической игры процесс обучения стал эмоциональным, действенным, позволил детям получить собственный опыт.

Публикации по теме:

Дидактический материал «Логические блоки» Э. Дьенеша как средство развития математических представлений Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развивать познавательный интерес, творческое, логическое мышление; познавательные.

Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Опыт работы Играть мы любим очень: Вы знаете, друзья! Без игр прожить ребенку Никак, никак нельзя. Актуальность опыта, его практическая значимость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие активного словаря детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр
Опубликовано: 16 октября 2013 в 20:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие активного словаря детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Анна Трафимова (УИ 143244) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД