Папки-передвижки

Развиваем диалогическую речь в игре

Елена Румянцева
Развиваем диалогическую речь в игре
▼ Скачать + Заказать документы

Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими. Неслучайно в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи.

Овладение диалогической речью предполагает усвоение совокупности речевых и поведенческих умений:

Публикация «Развиваем диалогическую речь в игре» размещена в разделах

Умения понимать различные обращения (вопросы, сообщения, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: отвечать на вопросы, толерантно реагировать на разнообразные сообщения, вежливо выражать свое несогласие, аргументировать свое мнение, в словесной форме выражать готовность выполнить какое - либо побуждение или в социально принятых формах отказываться от выполнения;

Умения вступать в диалог с окружающими различными способами: четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения и т. д.

Умения придерживаться культуры диалога (знание и выполнение основных правил поведения в диалоге, а также употребление средств речевого этикета).

Наблюдения за детьми выявили недостаточный уровень развития вышеназванных умений.

В качестве основных методов развития диалогической речи в ДОУ используются разговоры и беседы с детьми. Но это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов.

Преимущества игр заключаются в том, что их можно использовать не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей, а также в том, что они создают благоприятный эмоциональный фон.

Этапы работы по развитию диалогической речи старших дошкольников, используя игры и игровые приемы:

На первом этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом используется склонность детей к подражанию.

К источникам речевого подражания относится речь окружающих людей, художественная литература, кукольные спектакли, фильмы. Используя художественные средства, привлекается внимание детей к диалогам героев, для чего в беседах после чтения литературных произведений или просмотра спектаклей при помощи обращений к детям выделяют:

- инициативные диалогические реплики : «О чем хотел узнать слоненок? Как он об этом спросил?», «Листопадничек смотрел на птиц и мечтал полетать. Как своей мечтой он поделился с мамой?».

- ответные высказывания: «Что ответил попугай слоненку?», «Как мама отнеслась к мечте зайчонка?».

Особая роль отводится художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.

Например, читая по ролям потешку про зайца, они усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение – реакция на побуждение.

- Ну-ка, зайка, поскачи – поскачи!

- Отчего не поскакать? Поскачу!

- Лапкой, зайка, постучи – постучи!

- Отчего не постучать? Постучу!

В этом диалоге дети учатся шутливо реагировать на побуждение.

В других стихотворных текстах заимствуются вежливые формы побуждений.

- Комары, комары! Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.

- Мы и так к тебе добры, но на то мы комары.

А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.

Диалогическое единство вопрос – ответ представлено в потешках («Кисонька – мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др.) и во многих стихотворения (Е. Благинина «Черемуха»; В. Орлов «Ты скажи мне, реченька…» и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.

Диалогическое единство сообщение – реакция на сообщение не так часто встречается в стихотворениях (А. Барто «Я знаю, что можно придумать.», С. Маршак «Перчатки» и др.). Кроме того, можно использовать стихотворения, не имеющие диалогической формы, но поддающиеся преобразованию в диалогический текст. Например, стихотворение Е. Благининой «Мороз» можно разделить на отдельные реплики по две строки, содержащие законченное суждение.

- Морозы жестокие в этом году!

Тревожно за яблоньки в нашем саду!

- Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозище, как на дворе.

и т. д.

Разыгрывая это стихотворение, дети по очереди обмениваются друг с другом тревожными мыслями по поводу мороза. Получается содержательный разговор, в котором дети поддерживают и развивают одну тему.

Формы диалогического взаимодействия можно заимствовать из дидактических и подвижных игр с готовыми диалогическими текстами.

Диалогическое единство вопрос – ответ присутствует в играх «Почта», «Фанты», «Маковое зернышко», в подвижных играх «Лиски», «Краски» и др.

Реплики из пары сообщение – реакция на сообщение присутствует в играх «Садовник», «Колпачок», «Как у тетушки Ирины», «Пчелки и ласточки» и др.

Реплики из пары побуждение – реакция на побуждение присутствует в словесных («Передай письмо», «Волшебный ключ») и подвижных играх («Змея», «Волк», «Хлоп-хлоп, убегай!» и др.).

На втором этапе работы задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются такие игры, в которых нужно оперировать не только заученными (репродуктивными, но и самостоятельно построенными (продуктивными) репликами.

Для постепенного перехода от использования готовых реплик к построению своих используются такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений.

Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары, а позднее – произведения, где разные диалогические пары переплетаются. Используются народные сказки и литературные произведения: «Как лечить удава?», «Хочу быть слоненком» Г. Остера; «Божья коровка», «Неладно скроен, да крепко сшит» К. Ушинского и др.

На данном этапе дети также учатся вести диалог по телефону, для чего используются игры, связанные с телефонными переговорами: звонок другу (маме, бабушке, звонок в поликлинику, цветочный магазин и т. д.

На третьем этапе работы используются игры, побуждающие детей к самостоятельному построению диалогических реплик : словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами.

Особая роль отводится словесным играм, т. к. они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.

Закрепление умения задавать вопросы и отвечать на них осуществляется в играх «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Смешинка», «Турнир знатоков». Участие в них требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний о предметах, природе и т. д.

Например, в игре «Да и нет» дети задают цепочку вопросов, чтобы, получая в ответ лишь «да» и «нет», догадаться, что спрятано в волшебном сундучке. Точность вопросов зависит от ясности представления ребенка о признаках предметов или живых существ и т. д.

Умению ставить вопросы в разной форме содействуют игры с применением моделей, символически отображающих направленность вопросов. Так, карточка с изображением цветных пятен ориентирует на вопрос о цвете предмета, с изображением геометрических форм – о форме предмета и т. д. Изображение кружков в разных местоположениях (на столе, под столом, в стакане) – символ вопросительного слова «где», изображение часов – «когда», изображение цифр – «сколько».

Умение давать реплики из диалогической пары сообщение – реакция на сообщение закрепляется в играх «Кто кого запутает?», «Небылицы», «Отгадай, кто я?», «Любимые места города» и др.

С помощью этих реплик дети учатся высказывать свою точку зрения, свое мнение и т. п., а также реагировать на высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение.

Так, в игре Любимые места города» одни дети описывают какую-либо достопримечательность города, не называя ее, а другие высказывают предположения, которые либо отклоняются, либо принимаются. Дети высказывают свои догадки, при необходимости уточняя какие-либо детали, и стараются отгадать, о чем идет речь.

Игра «Кто кого запутает» провоцирует столкновение мнений, одно из которых неверное. Чтобы вести этот диалог, дети опираются на имеющиеся у них представления об особенностях внешнего вида животного, предмета.

Закрепление умений формулировать побуждения и вежливо реагировать на них происходит в играх «Сумей отказаться», «Поручение», «Назови родителей», «Угощение» и др.

В игре «назови родителей» один из игроков берет картинку с изображением какого-либо животного и, образуя слово, называющее его детеныша, побуждает кого-то из детей назвать его маму и папу. Правильно ответивший берет следующую картинку и продолжает игру.

В игре «Угощение» дети учатся выражать благодарность, принимая угощение или вежливо отказываться от него. Один игрок берет карточку с изображением животного, а другой – с изображением угощения. При этом присутствует элемент случайного выбора (ребенок не знает, какая ему попадется карточка).

Таким образом, игры для развития диалогической речи рассчитаны на то, чтобы:

1) формировать у детей умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик вопросы, сообщения, побуждения) и соответствующими им ответными реакциями, а также умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (очередность и тематическое единство реплик);

2) отражать естественную логику формирования речевых умений: восприятие и заимствование образцов диалогических реплик, их использование в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческий перенос усвоенных образцов самостоятельную речевую практику.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Развитие речиРазвитие речи Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развиваем диалогическую речь в игре
Опубликовано: 13 декабря 2012 в 23:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развиваем диалогическую речь в игре» (включая файлы) размещена пользователем Елена Румянцева (УИ 51984) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД