Наталия Родионова
«Развиваем пальчики — развиваем речь» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой ребенка существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Следовательно, развивая пальчики — развиваем речь. Надеюсь, что мой опыт работы будет вам полезен.
Публикация «„Развиваем пальчики — развиваем речь“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
В нашем детском саду функционируют две логопедические группы для детей с общим недоразвитием речи, в которых целенаправленно и систематически ведется коррекционная работа. Одной из задач коррекционного обучения является развитие мелкой моторики. Работа в этом направлении осуществляется в совместной деятельности с детьми, свободной самостоятельной деятельности детей, режимных моментах, работе с родителями.
В коррекционной работе с детьми используются следующие методы и приемы:
1. Игры с предметами. В качестве предметов используем природный материал (семечки, семена и плоды деревьев, веточки и. т. д, сыпучий материал (крупы, макаронные изделия, песок, бросовый материал (крышки, пуговицы, проволока, нитки). Например, игра
«Золушка». Перемешиваем фасоль и горох или крупные и мелкие пуговицы и предлагаем детям рассортировать их. Сначала правой рукой, потом левой, а затем двумя рукам и вместе. Можно устроить игру — соревнование, когда по сигналу педагога дети начинают выполнять задание и побеждает самый быстрый и ловкий. Так же детям предлагаем образцы, по которым они выкладывают рисунок из любого материала по своему желанию. Детям очень нравятся игры со спичками. Сначала по образцу, потом по памяти ребята выкладывают разнообразные фигуры: самолет, очки, зонтик, домик и т. п. Кропотливое и увлекательное занятие выкладывание колодцев из спичек, соревнуемся, у кого колодец выше, ровнее, красивее, можно посчитать сколько спичек ушло на постройку колодца. Предлагаем детям задания с нитками, веревками. Сначала пользуясь карточками — образцами, а затем по своему собственному замыслу дети выкладывают узоры, петли (игра «Нитяные узоры»). На специальных пособиях дети учатся заплетать косички, завязывать, развязывать узлы. Дети имеют возможность собирать цепочку из цветных скрепок, собирать разрезные картинки, логическую мозайку («Танграмм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и. т. п., крутить волчок, пользоваться различными шаблонами и шнуровками, всевозможные пирамидки, перематывать цветные клубочки ниток, пользоваться пособиями по застегиванию пуговиц разной величины, кнопок, крючков. В повседневной жизни дети тренируются везде, всегда и на всем, что можно застегивать, завязывать, шнуровать. Главное убедить ребенка не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо больше терпения, внимания, выдержки.
2. Самомассаж кистей рук с предметами и без них. В качестве предметов используем граненые карандаши, шишки, теннисные мячики, грецкие орехи. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках, следовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.
3. Пальчиковая гимнастика. Ее проводим ежедневно в течение 3-5 минут. Начинается она с разминки пальцев рук, сжимания в кулак и разжимания пальцев. Далее даются задания на удержание кистей рук «Кошечка», «Кольцо», «Гусь», «Зайчик». Сначала все упражнения выполняются в медленном темпе, нужно следить за правильностью позы кисти руки и постепенно перейти с одного движения на другое. Упражнения по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Так же используется рисование в воздухе кистями и пальцами рук.
4. Театрализованные игры (игры с пальчиковыми куклами). Дети очень любят игры, напоминающие театральное представление, где одна часть детей является артистами, а другая - зрителями.
Мы разыгрываем с детьми знакомые сказки, пьесы, стишки. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает массирующие действие от размещения на руке кукол и игр с ними.
5. Физкультминутки. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, снижения напряжения и утомляемости.
Применяемые перечисленные приемы работы играют положительную роль в коррекционном обучении детей. Это позволяет регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей, совершенствует психологические процессы и в содружестве с семьей готовит детей к обучению в школе.