Айман Мухамбаева
Развиваем речь — играя!
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая. Она возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.
Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Публикация «Развиваем речь — играя!» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта, у них формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению, их отношение к людям.
Смысл игры, по Л. С. Выготскому, заключается в развитии и упражнении всех способностей и задатков ребенка. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает, ведет за собой и создает зону ближайшего развития, стимулирует исследовательское поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации, а также развитие познавательных способностей, любознательности.
Со временем у ребенка утрачивается интерес к занятиям по логопедии, теряется мотивация говорить «правильно и красиво». В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности и стертой дизартрией. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях.
В связи с этим проблема целесообразного и адекватного применения дидактических игр и игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое значение. Создание постоянно игровых ситуаций на занятиях обеспечит возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала
Активное использование ребенком в процессе игры комплекса анализаторов (двигательного, слухового, зрительного, тактильного) необходимо, чтобы решить все поставленные воспитателем и специалистами задачи.
При автоматизации необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному», строгую ее последовательность — от автоматизации изолированного звука до закрепления его произношения в тексте, т. е. постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и, в самостоятельную речь.
Предлагаю интересные игры на разных этапах автоматизации звука:
1. Игры по автоматизации звука в слогах:
«Волшебная палочка». Своим огоньком или стуком «волшебная палочка» упражняет детей в счете и «просит» повторить слог несколько раз. Логопед ударяет палочкой и произносит слоги. Затем передает палочку ребенку.
«Проведи слог по звуковой дорожке». Одна «дорожка» - ровная: идя по ней слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» едет «по кочкам» : слоги поизносятся то громко, то тихо. А вот третья дорожка ведет «в гору» : в начале пути слог произносится очень тихо, затем все громче и громче, а «на вершине горы» - очень громко.
«Лабиринт». Движение фигуркой или пальцем по пути лабиринта к конечной цели, повторяя слог с поставленным звуком. Можно использовать рисование лабиринта и героев с проговариванием звука.
«Солнце и молнии». После произношения слога ребенок под каждой тучей рисует молнию. При появлении на поле солнышка он в том же порядке стирает молнии.
2. Игры по автоматизации звука в словах: «Построй домик» из кирпичиков, на которых предметные картинки с заданным звуком и со звуками близкими ему по артикуляции, позволяет проводить одновременно с автоматизацией заданного звука его дифференциацию с другими звуками. Ведь нужно выбирать только кирпичики с нужным звуком и объяснить почему другие кирпичики не пригодились.
«Собери бусы». Нанизывая бусинку только на слова, с заданным звуком.
«Собери грибы в корзинку». Ребенок собирает только те грибы, на которых изображены предметы с заданным звуком.
«Украсим ёлочку». Наряжая её игрушками с картинками, с нужным звуком.
«В жаркой стране Африке» долго не было дождей. Без них всем трудно: и растениям и животным. Когда на небе появятся молнии, пойдет дождь. Ребенок произносит слова правильно и рисует молнии или дождевые капли.
«Собака и щенок Рекс». Для игры нужны фигурки собаки и щенка. На игровом поле расположены изображения косточек. При отработке произношения звука в слове ребенок передвигает любую фигурку от косточки к косточке, «угощая щенка».
«Рыбки». Понадобятся вырезанные фигурки рыбок синего и зеленого цвета. На игровом поле изображен водоем (озеро, река, море, пруд). При автоматизации ребенок, произнося слово, помещает в пруд рыбку одного цвета, при дифференциации - рыбок двух цветов.
«Жук». Во время произношения ребенок рисует кружки на изображении жука, «украшая» его. Жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Однажды прошел сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Грустным стал жук, он теперь не может жужжать. Укрась жука так, чтобы он смог летать и жужжать. После каждого слова нарисуй жуку на спинке кружочки. По тому же принципу проводятся игры «Шарики и ниточки», «Бабочки», «Веер» и т. д.
Параллельно решаются задачи развития фонематического анализа, синтеза, представлений с использованием картинок и звуковых схем слов. На этапе автоматизации звука в слове в играх отрабатываются навыки словоизменения и словообразования.
3. Логопедическая работа по автоматизации звука во фразе проводится при закреплении произнесения ребенком предложений с уже отработанными на предыдущих этапах словами. В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику.
Игры по автоматизации звука во фразе:
«Какая, какой, какие?». Отрабатывается и образование относительных имен прилагательных (сок клубники — клубничный, яблока — яблочный).
Игра «Путаница». Ребенку показывают картинку с наложенными друг на друга изображениями овощей, предметов. Просят назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.
«Маленькие слова». Повторить, составить или исправить предложение, правильно используя предлоги.
«Веселый поезд». Составить предложение по картинке и занять места в вагончиках по порядку, в зависимости от количества слов в предложении.
«Паровоз и вагончики». Составить предложение (слова-вагончики). Как можно больше присоединить вагончиков.
«Исправь предложение». Дедушка Ау перепутал слова в предложении, чтобы никто не догадался, что он сказал. Исправь ошибки.
«Посчитай». Помоги Наташе собрать игрушки и посчитать. Каких игрушек больше, каких – меньше?
4. Работу по автоматизации звука в тексте рекомендуется начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. Игровые ситуации с опорой на наглядность в виде сюжетных картинок, составление рассказа по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке; составление рассказа по данному началу, опорным словам, на заданную тему и пр. помимо автоматизации звуков, способствуют реализации задач, связанных с развитием навыков смыслового программирования и языкового оформления текста, формированию речевой коммуникации в целом.
«Пальцеход». Нашиваем на плотный материал (ковролин, драп) 16 пуговиц - по 8 в два ряда. Ребёнок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха. Дойдя до конца двустишия, снова переходим к двум первым пуговицам.
Применение оптимальных игровых средств в ходе логопедических занятий, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях вызывает огромный интерес к заданиям у детей, оживление, постоянно поддерживает их положительный настрой, стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению.