Надежда Минина
Развивает музыкальные способности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Платон: |
…Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного. |
Публикация «Развивает музыкальные способности дошкольников» размещена в разделах
Актуальность данной темы и приоритетность идей гуманизации в образовании обращает внимание педагогов на те виды занятий, содержание которых связано с миром эмоциональных, духовных ценностей человека. Важное место среди них принадлежит занятиям, связанным с музыкальным искусством. Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в художественно – эстетическом развитии ребенка.
Известно, что дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка – искусство, эмоциональное по самому своему содержанию. Исследования Б. В. Асафьева, Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Е. В. Назайкинского и др. показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта, в нем кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки чувств и переживаний.
Ребенок-дошкольник приобщается к искусству исходя из своих личных особенностей, своих чувств, своего творчества, эмоционального контакта с произведением искусства.
Развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений.
Б. М. Теплов, рассматривая понятие «способность», выделяет три основных признака.
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении.
В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М. Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте и включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный, музыкальную память (кратковременную и долговременную, чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое).
Музыкальные способности развиваются в постоянной практической дея-тельности.
Основными видами музыкальной деятельности можно считать следующие:
Слушание музыки.
Основная задача воспитательной работы — привлечь внимание детей к музыке, воспитать у них умение внимательно слушать музыку, вызвать соот-ветствующие чувства. Прежде всего надо научить детей слушать музыку. Этот навык дети приобретут, если у них возникнет интерес к музыке, и они научатся внимательно слушать ее. Надо воспитывать у детей умение прослушать музыкальное произведение или его отрывок до конца, не прерывая исполнение репликами, движением, активизировать их восприятие, приучать детей узнавать знакомые произведения. Узнавание же произведения свидетельствует о наличии у них представлений о музыке. Особую роль при этом играет повторное слушание. Частое повторение произведений облегчает детям запоминание, дает возможность полюбить музыку.
Детское исполнительство.
Исполнительство — один из видов музыкально-художественной деятельности, особый вид музыкально-творческой деятельности. Задачи исполнителя связаны с необходимостью проникновения, понимания характера художественного образа и его интерпретации для слушателей. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.
Сочинение музыки.
Сочинение музыки, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.
Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо раз-вить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях (Ветлугина).
В педагогической практике используется ряд педагогических методов и приемов, которые определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей.
Ветлугина Н. А. описывает ряд методов обучения для развития музыкальных способностей.
Методы обучения, содействующие развитию музыкальности.
1. Эмоциональная отзывчивость на музыку-выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений.
2. Ладовысотный слух-упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии; ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной тональности.
3. Музыкально-ритмическое чувство - упражнения в исполнении метроритмических заданий в процессе движения; упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые).
4. Музыкально - творческие способности-упражнения по приобретению навыков самостоятельной действий в музыкальной деятельности; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; задания на развитие песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества.
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Для развития музыкальности используются разнообразные педагогические методы, которые предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах музыкальной деятельности.
При развитии музыкальности необходимо учитывать склонности, интересы, индивидуальность ребенка. Занятие музыкой способствует не только развитию музыкальных способностей, но и общему развитию личности ребенка.