МААМ-картинки

Развивая тактильное восприятие, развиваем речь

Марина Войнова
Развивая тактильное восприятие, развиваем речь
▼ Скачать + Заказать документы

Еще в 1917 году В. Бехтерев, проводя свои исследования в области изучения работы мозга человека, возможностей восприятия окружающего мира человеком и влияния человека на окружающую среду доказал, что воспринимать окружающий мир человек может не только тактильно, аудиально и визуально, но и на энергетическом уровне. Только еще недостаточно изучены те каналы, которые позволяют человеку воспринимать мир, понимать и влиять на него. Однако ученые, занимающиеся изучением такого феномена, как альтернативное зрение уже доказали, что каждый человек может развить у себя такие качества, как «видеть» с закрытыми глазами. Эти методики используются в работе с людьми, которые страдают таким тяжелым недугом, как слепота. Развивая способности человека воспринимать окружающий мир без использования зрительного анализатора, развивается такая способность как альтернативное зрение, у некоторых детей появляется галлографическое зрение.

Публикация «Развивая тактильное восприятие, развиваем речь» размещена в разделах

Таких задач как развитие альтернативного зрения, так как у меня совсем другое направление в работе и не тот контингент воспитанников – я работаю с детьми, имеющими патологию речевого развития.

С самого первого мгновения своей жизни человек живет в мире тактильных ощущений : ласковые прикосновения мамы, дуновение ветерка, капелька дождя или первый лучик солнца – все разнообразие окружающего мира человек познает не только созерцая и слушая, но и, в первую очередь, ощущая разнообразие безграничного и безызвестного ему мира, в который он пришел не имея никакого опыта. Вот этим-то опытом нам, взрослым, и предстоит поделиться с ребенком. Нам необходимо научить ребенка воспринимать мир в безграничном разнообразии его красок, звуков, запахов и форм. Все свои ощущения ребенок научится выражать в словах и жестах, в звуке и в цвете.

Для того, чтобы ребенок сумел полноценно выразить все свои мысли, необходимо в первую очередь иметь развитую речь. О значении развития речевого аппарата, формировании активного и пассивного словаря ребенка достаточно много говорится и пишется в средствах массовой информации и в специальной литературе, а вот о необходимости развития тактильного восприятия и его взаимосвязи с развитием речи у детей в современной литературе нет достаточной информации. Говорится только о развитии мышц мелкой моторики руки.

Результаты использования в работе с детьми развивающих игр и методик М Монтессори, Б. Никитина, Н. Зайцева, А Бондаренко убедили меня в том, что дети, действительно, легче усваивают и понимают тот материал, знакомясь с которым они используют большее количество анализаторов: «Когда я слышу – я позабываю, когда я вижу – я запоминаю, когда я делаю – я понимаю»- это стало доминирующим направлением в системе моей работы с детьми. Вышеперечисленные методики рекомендуют использовать в большей степени и слуховой, и зрительный и тактильный анализаторы. У каждого человека есть ведущие каналы восприятия и данная система преподнесения материала способствует тому, чтобы ребенок мог усвоить новый материал, пользуясь своим ведущим каналом и развивал потенциальные каналы восприятия окружающего мира.

Внедряя развивающие игры и методики в работу с детьми, я предполагала, что это поможет мне в работе над развитием таких психических процессов как память, внимание, мышление, воображение и, самое главное, в развитии и активизации словарного запаса у детей, имеющих патологии в речевом развитии. Результаты проведенной работы убедили меня в правильности выбора методик и игр, способствующих развитию памяти, внимания, воображения, мышления, коррекции речевой патологии.

Усложняя задания к знакомым для детей играм, я обратила внимание на то, что дети с огромным удовольствием возвращаются к этим играм, часто переносят их в самостоятельную деятельность и даже сами придумывают новые усложнения. Это говорит о том, что дети не только проиграли игру, поняли и приняли правила игры, но научились сами устанавливать и выполнять правила. Усложнением в играх является одно условие: «выполни задание - не глядя».

Когда детям предлагается собрать пирамидку, бусы или башенку, разложить по росту или размеру фигуры, найти нужную фигурку, определить что нарисовано или выложено на карточке, то дети, с должной им, уверенностью начинают выполнять задание, но, оказывается, не так- то легко выполнить задание без помощи зрения. А вот когда с заданием справился самостоятельно, то, непременно, хочется выполнить более сложное задание и еще, и еще.

Я обратила внимание на то, что использование этого приема привело не только к активизации речи у детей с патологией речевого развития, но и, это я считаю более важным, - к коррекции уровня самооценки: повышению самооценки у детей, имеющих заниженный уровень самооценки (за счет того, что ребенок научается самостоятельно выполнять задания) и адекватности самооценки у детей с завышенным уровнем самооценки (учитывать уровень самооценки и задания давать с наиболее трудного, минуя низкий уровень игры).

Вся система работы может начинаться с детьми любого возраста от двух до семи лет. Задания даются в игровой форме, а для детей старшего возраста и в форме соревнования (индивидуального или командного). Практика применения игр на развитие тактильного восприятия доказала, что дети переносят опыт тактильного восприятия окружающего мира в бытовую и игровую деятельность, придумывают задания самостоятельно и с удовольствием выполняют их. Дети учатся соблюдать правила игры, у них совершенствуются коммуникативные навыки, развиваются : логическое мышление, память (и слуховая, и зрительная, и тактильная, внимание (устойчивость, концентрация, распределение, воображение, усидчивость.

Все игры, способствующие развитию тактильного восприятия, необходимо проводить в несколько этапов, усложняя задания, и тем самым развивая возможности тактильного восприятия каждого ребенка.

На первом этапе рационально использовать:

-«Волшебный мешочек» (для детей раннего возраста мешочек должен быть из прозрачной ткани,

-«Волшебную коробочку» (отверстия для двух рук,

-«Что я делаю?» (количество шумов увеличивается в зависимости от опыта и возможностей детей,

-«Повтори за мной» (сложность ритма хлопков зависит от уровня развития фонематического восприятия ребенка,

-«Что в руке?» (крупа наполнитель на первом этапе должна быть мелкой -пшено, а предметы более контрастными – матрешка, кубик, мячик и т. п. Как усложнение: более крупные зерна наполнителя- гречка, горох, фасоль, а предметы менее контрастными- мячик, яйцо от киндер-сюрприза, мелкие игрушки.

-«Собери не подсматривая» (дети собирают пирамидки, пазлы, бусы, используя ширму для того, чтобы собирать не глядя)

- «Найди пару» (Дети подбирают пару к имеющемуся у них мешочку с наполнителем из крупы)

Детям не завязываются глаза, но они учатся определять предметы на ощупь, воспринимать звуки без участи зрительного анализатора. И, самое важное, дети будут готовы к тому, чтобы учиться «видеть» пальчиками рук (и они могут это делать) и им завязали глаза.

Завязать глаза – это следующий этап работы. Я не использую в своей работе никаких платков – неудобно в работе, дети не могут самостоятельно играть, завязывается нос- нечем дышать, можно спровоцировать развитие клаустрофобии. Детям предлагается одеть маски у которых заклеены глаза. Маска зайчика, щенка, тигренка – и ига и новое задание. У масок я не заклеиваю отверстия для носа и рта – детям есть возможность подсмотреть и адаптироваться к тому, что лицо закрыто и это не страшно.

После того, как дети научились играть самостоятельно с использованием масок я ввожу в игру «шапку-невидимку» и очки-повязку. «Шапка – невидимка» проста в работе, ребенок может самостоятельно ее одевать, не прибегая к помощи взрослого, одевать как удобно ему самому, а еще он знает, что снять ее он тоже может сам по мере необходимости.

Все игры, способствующие развитию тактильных ощущений у детей, имеющих речевую патологию можно, и нужно, усложнять.

Публикации по теме:

Сенсорика. Оказывается, сенсорика является не таким уж и старым направлением, Вы знаете, что сенсорика развивает восприятия, такие как чувственное,.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми по реализации образовательной области «Безопасность» Содержание психолого-педагогической работы с детьми по образовательной области «Безопасность» Разработала воспитатель МБДОУ д\с №71 «Дельфин».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивая тактильное восприятие, развиваем речь
Опубликовано: 27 июня 2014 в 00:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивая тактильное восприятие, развиваем речь» (включая файлы) размещена пользователем Марина Войнова (УИ 108203) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД