Елена Алехина
Развивающая предметно-пространственная среда как способ поддержки инициативы и мотивации у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.
Инициатива - это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как способ поддержки инициативы и мотивации у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
(СЛАЙД 3) Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, период - это возраст от 3 до 5 лет.
К сожалению, сегодня общество неосознанно подавляет инициативность и мотивацию ребенка, что приводит к снижению познавательной активности, появлению инфантилизма и несамостоятельности. Из-за бурного развития игровой промышленности в мире меньше используется фантазия и изобретательность дошкольников. Активные, сопровождаемые речью игры вытесняются компьютерными играми, виртуальными героями.
(СЛАЙД 4)Дети с нарушениями речи логопедической группы – это особая категория детей с нарушениями компонентов речи при сохранном слухе и сохранном интеллекте.
Для детей с нарушением речи характерны :
- недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;
- отставание в развитие словесно-логического мышления;
- инертность, быстрая истощаемость воображения;
- неадекватная самооценка: ощущение своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях;
- общая психофизиологическая расторможенность;
- недоразвитие общей и мелкой моторики.
- повышенная утомляемость, и как следствие, не доведение дел до конца.
Организация правильно предметно – пространственной среды является важнейшим условием для работы с детьми, имеющими нарушения речи. Большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени.
Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом. Среда стимулирует развитие инициативности и самостоятельности. В ней дети реализуют свои способности.
(СЛАЙД 5)При организации ППРС логопедического кабинета я соблюдала основные принципы ФГОС дошкольного образования :
1. Содержательно - насыщенная - средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.
2. Трансформируемая - возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональная - возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.
4. Доступная - свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.
5. Безопасная - соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.
(СЛАЙД 6)Пространство кабинета разделено на центры активности, которые способствуют упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого. Кроме того, наличие центров активности помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалами.
В соответствии с направлениями работы помещение логопедического кабинета можно условно разделить на несколько основных центров:
1. Коррекции звукопроизношения
2. Развития речевого дыхания
3. Развития мелкой моторики
4. Развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза
5. Формирования лексико-грамматического строя
6. Обучения грамоте
7. Развития связной речи
8. Методического сопровождения
9. Информационный центр
Для поддержки детской инициативности и мотивации находится в кабинете зона конструирования. Процесс конструирования стимулирует творчество, свободу самовыражения. Она оборудована деревянным и природным строительным материалом, конструкторами, различными кубиками. Зона конструирования находится в свободном доступе. Хранятся конструкторы в открытых ящиках, в пластиковых контейнерах, куда дошкольники сами могут его сложить. Соразмерна росту и физическим возможностям воспитанников.
Для поддержки мотивации и инициативности применяется разнообразный дидактический материал. Значительный интерес в работе с детьми с нарушениями речи представляет работа с различными куклами (куклы на палочках, руковичковые, картонажные, бибабо). Они расположены на уровне детских глаз, на полке открытого стеллажа. Куклы помогают разыгрывать различные ситуации из жизни и сказочные сюжеты. Для многих детей куклы-марионетки становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Кроме того, взрослые от имени куклы могут проводить различные развивающие занятия, игры. В процессе такой работы развивается творческое воображение, активизируется мыслительная деятельность, развиваются различные виды речи (монолог, диалог).
Особый интерес у детей вызывают наглядные игровые комплексы игр со словами – квазиомонимы. Это игровой комплекс, по профилактики нарушений фонематического восприятия. Игровые комплексы применяются для автоматизации звуков в речи. На карточках нарисованы предметные картинки, которые отличаются одним звуком (лак, рак; ветка, сетка; билет, жилет; и т. д., Это создает условия для проявления речевой инициативности и преодоления речевого негативизма у дошкольников с ОНР.
В логопедическом кабинете дети используют интерактивные папки – Лепбуки. Они полностью отвечает требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде, поскольку они информативны и вмещают в себя достаточно много информации по определенной теме; полифункционален, что способствует развитию творчества, воображения дошкольников, умения взаимодействовать друг с другом; позволяет осуществлять интеграцию образовательный областей по всем направлениям развития ребенка. Структура и содержание лэпбука позволяет детям проявить самостоятельность и инициативу в его использовании, что обеспечивает познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.
Предметно – пространственная среда никогда не может быть завершенной, поскольку всегда находится в динамики и модерницации.
Таким образом, для поддержки детской мотивации и инициативы необходимо :
1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает; 6. Поощрять различные творческие начинания ребенка.