Ирина Применко
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности».
С. Л. Новоселова
Вопрос создания предметно – пространственной среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС, к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ» размещена в разделах
Среда развития ребенка в структуре ФГОС - это комплекс материально – технических, санитарно – гигиенических, социально – бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого – педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ.
Предметно - пространственная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья. Успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Формирование развивающей предметно – пространственной среды – динамичный процесс, который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей, организовывать взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства в группе.
Цель развивающей среды - обеспечивать своим содержанием не только реализацию детской деятельности на том уровне, который актуален в данный момент, но и потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, способствуя обогащению ее содержания, обеспечивая через механизмы «зоны ближайшего развития» его дальнейшую перспективу.
Предметно развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту, она должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Предметно – развивающая среда несет в себе огромные возможности воздействия на ребенка, она воспитывает и развивает его.
Развивающая среда должна обеспечивать :
• реализацию образовательной программы;
• необходимые условия в случае организации инклюзивного образования;
• учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• учет возрастных особенностей детей;
Предметно-пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чё тко прослеживаются все пять образовательных областей:
1. социально-коммуникативное развитие
2. познавательное развитие
3. речевое развитие
4. художественно-эстетическое развитие
5. физическое развитие.
Окружающая среда должна включать возможность создания локальных игровых пространств, уголков, мест отдыха, «кулуарного» общения, позволяющих не только объединить, но и рассредоточить детей. Окружающая среда, играющая особую роль в развитии ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания. При создании предметно - развивающей, пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав – количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности – подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье. Только в этом случае окружающая среда будет развивающей, т. е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности.
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Таким образом, сказанное позволяет понять, что нужно учитывать при организации предметно-пространственной среды для детей.