Диана Кожухарь
Развивающий эффект рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающий эффект рисования.
Каждый ребёнок, начиная с 2-3 лет, а кто-то и раньше, рисует всё, что знает. У разных детей потребность взять в руку карандаш и «рисовать» возникает в разное время.
Мне думается, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку выразить в рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Рисование - более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация, и имеет огромное значение в формировании личности ребенка.
Публикация «Развивающий эффект рисования» размещена в разделах
От рисования дети получают лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребёнка.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребёнка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, а постепенно появляется мотивация к творчеству - желание получить результат, создать определенное изображение. Каждый ребёнок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок", — утверждал В. А. Сухомлинский.
Для того чтобы рисование, лепка и другие виды изобразительного искусства были для малыша любимым и желанным занятием, он должен чувствовать себя в таком творчестве счастливым и успешным. И если взрослые часто критикуют детские работы, поучают юного художника, навязывают свое видение мира, у малыша постепенно пропадает вера в собственные силы. Так уж устроены дети, что любят заниматься тем, что у них получается. И если их рисунки плохи, зачем же тогда вообще рисовать? Кроме того, активное вмешательство взрослых в процесс рисования, лишение ребенка инициативы приводит к тому, что малыш закрывается «в своей раковине», перестаёт рисовать, чтобы не растерять остатки созданного им собственного мира. Мы, конечно, восхищаемся работами своего маленького художника, неизменно хвалим его рисунки, радуемся вместе с ним успехам и открытиям, выказываем искреннюю заинтересованность его фантазиями и придумками.
И если малыш на какое-то время перестал рисовать - это не повод для огорчения. Может, в
данный момент он увлечён чем-то другим, более важным. А может, привычный стиль рисования ему уже не интересен. Значит, пришло время пересмотреть своё отношение к этому виду творчества и внести в ваши игры и занятия свежие идеи.
Один из необычных приёмов - рисование точками. Для этого подойдут обычные ватные палочки. Принцип очень прост: нужно обмакнуть палочку в краску и оставить на листе бумаги след. Это может быть дождик или снежок. Такой приём можно использовать и с любым другим материалом - пуговицами, пробками. Оставит след и листочек от дерева, шишки, оригинальный отпечаток останется после смятой бумаги. А еще можно сделать самодельные штампы, например, из картофеля. Для этого нужно вырезать на одной из половинок картофелины какую-нибудь фигурку - звёздочку или рыбку. Шлепать по бумаге такими самодельными штампами малышам очень нравится. Кроме того, рисуя такие узоры, дети учатся ориентироваться на листе бумаги, получают первое представление о симметрии. А чтобы такое рисование приобрело какой-то смысл, надо предложить малышу украсить тарелку, зонтик, машину и т. д.
Еще один замечательный инструмент для создания всевозможных орнаментов - поролоновая губка. Такое рисование тоже полезно для развития нестандартного мышления юного художника.
Существует такой замечательный способ рисования как кляксография. Разведём немного краски и покажем ребёнку, как набрать её на кисточку и капнуть на половинку листа. Теперь складываем бумагу пополам, аккуратно придавливаем, разглаживаем, а затем разворачиваем и рассматриваем. В результате у вас получится 2 симметричные кляксы, дорисовываем отдельные детали и вырезаем, чтобы образ стал узнаваемым. Такая игра с красками хорошо развивает детское мышление и воображение.
А рисование обычными ниточками? При помощи обычных шерстяных ниток можно создавать очень интересные рисунки-сюрпризы. Такая техника называется ниткопись. Для этого возьмём лист бумаги или картона, сложим его пополам. Конец шерстяной нитки на 10 см опустим в гуашь, затем зажмём окрашенную нитку между согнутой бумагой и поводим ею там. Убираем нитку, разворачиваем бумагу и удивляемся вместе с малышом необычному сочетанию линий и мазков.
Нитками можно рисовать и иначе. Отрежем шерстяную нитку длиной около 20 см, окунём ее в краску и даём малышу. Пусть он водит ниткой по листу бумаги, как ему захочется. Затем то же самое проделаем с другой ниткой и новой краской. На листе останутся разноцветные линии, зигзаги, разводы. Красота!
Таким образом, изобразительная деятельность способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. И если ребенок поймёт, что в рисунке можно передать то, что увидел, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.
Список используемой литературы
1. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : Сфера, 2005.
2. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.
4. Комарова Т. Детское художественное творчество. - М., 2005.
5. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.