Комарь Анастасия
Развлечение для детей группы раннего возраста. Игры
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Карусели»
Цель: создание положительной эмоциональной обстановки, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей и с ритмом музыки и текста.
Содержание: Воспитатели по очереди подходят к каждому ребенку и приглашают «покататься на каруселях». Все берутся за руки и встают в круг.
Педагог говорит: «Сейчас мы будем кататься с вами на каруселях. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно под музыку по кругу, чтобы карусель не сломалась».
Дети вслед за воспитателем повторяют слова:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели.
Публикация «Развлечение для детей группы раннего возраста, Игры» размещена в разделах
Карусель медленно движется в правую сторону.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали…
Темп речи и движений постепенно ускоряется. На слова «побежали, побежали» направление движения меняется.
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те…
Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все дети останавливаются и кланяются друг другу.
Раз-два, раз-два,
Пауза.
Вот и кончилась игра.
Примечание: Текст разучивается с детьми заранее. Если у воспитателя нет подходящей музыки или игра проходит на улице, можно играть без музыкального сопровождения. Играя с маленькими детьми, направление движения можно не менять.
Игра «Кенгуру»
Цель: обучение детей двигаться в паре, подстраиваться к ритму движения партнера.
Содержание: Дети разбиваются на пары (совсем маленьких детей расставляет воспитатель). Один ребенок – «кенгуру» - стоит, второй – «кенгуренок» - сначала встают к нему спиной, а затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача – не расцепляя рук, пройти в таком положении до воспитателя (до стены, до окна).
Примечание: В эту игру охотно играют дети 2,5 – 3 лет. Более младшие дети могут играть в нее не со сверстниками, а с мамой, со старшим братом или сестрой, с воспитателем.
Игра «Паровозик»
Цель: научить детей взаимодействовать друг с другом.
Содержание: Эта игра – модификация предыдущей игры «Кенгуру». Двухлетним детям трудно было понять и выполнить инструкцию взрослого. Они сами упростили характер движения, когда у них не получилось синхронного передвижения в сложной позе «кенгуру». Один из пары детей встал на четвереньки, второй – за ним, крепко обхватив его руками. Дети поползли вперед. Уловив сходство парного движения с движением паровоза, они хором стали распевать: «Чух-чух-чух».
Примечание: Пример этой игры показал, что дети раннего возраста обладают воображением и могут быть создателями целого ряда интересных игр.
Игра «Черепаха»
Цель: знакомство с домашними животными, развитие слухового внимания.
Содержание: Дети стоят в кругу. Воспитатель называет животное, дети отвечают характерными для этого животного звуком.
Например:
Собака – «Гав-гав…».
Кошка – «Мяу-мяу…».
Корова – «Му-му…».
Но как только воспитатель говорит: «Черепаха», - все дети приседают (можно еще прижать подбородок к груди).
Примечание: До начала игры, особенно с самыми маленькими детьми, воспитатель многократно повторяет характерные для домашних животных звуки. Кроме того, он объясняет, чем отличается черепаха от названных животных, показывает картинку с ее изображением, рассказывает, как и почему черепаха прячет голову в панцирь.
Для детей постарше можно усложнить условие игры, добавив названия диких животных, объяснив разницу между домашними и дикими животными. С этой целью можно использовать как соответствующие игрушки, так и картинки с изображением животных.
Игра «Ищу друга»
Цель: обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
Содержание: Для проведения игры необходимо иметь набор игрушек, среди которых должно быть 2-3 зайчика, 2-3 мишки, 2-3 рыбки и т. д. Каждому ребенку выдается игрушка.
Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки одного-двух друзей. На первом этапе воспитатель показывает детям все игрушки, заостряя их внимание на том, что в наборе не один зайчик, а два или три, не один мишка, а два или три.
Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей зверюшке друга. Когда друг (пара) будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. Игрушки можно поставить на пол перед собой и танцевать вокруг них.
Примечание: В том случае, если у воспитателя нет необходимого набора игрушек, его можно заменить картинками с изображением животных. Если дети совсем маленькие, картинки можно вырезать в виде медалей и повесить каждому ребенку такую медаль на грудь.
Игра «Только вместе»
Цель: обучить детей устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения партнера.
Содержание: Дети встают парами и вместе держат мяч (каждый ребенок старается держать мяч двумя руками). По команде воспитателя дети должны одновременно присесть, стараясь не выпустить мяч из рук, пройти по группе, попрыгать. Их главная задача – научиться действовать согласованно, не выронить мяч.
Примечание: Когда дети освоят этот вариант игры, ее условия можно усложнить, например, так: каждый ребенок может придерживать мяч только одной рукой.
Игра «Самолеты»
(модификация игры С. Я. Лайзане, М., 1978)
Цель: развитие воображения, слухового внимания, умения быстро подчиняться инструкции взрослого.
Содержание: Дети находятся на одной стороне площадки (комнаты) или в кругу. Воспитатель стоит перед ними и показывает, как заводит двигатель самолет: делает вращательные движения руками перед грудью и произносит: «Р – Р – Р…» Дети повторяют движения и звук, указанные воспитателем.
Воспитатель дает сигнал «Полетели!», и дети сразу разводят руки в стороны и «летают», то есть бегают по комнате в разных направлениях.
Как только воспитатель дает сигнал «На посадку», все дети должны остановиться и присесть (или сесть на стульчики).
Игра «Помоги Тане»
Цель: воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.
Содержание: Воспитатель говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. Для более старших детей каждую игрушку можно разделить не на две, а уже на три-четыре части.
Полученные детали раздают детям – каждому ребенку по одной – и просят их помочь Тане починить ее игрушки.
Задача малышей – найти отдельные части игрушки и соединить их.
Примечание: Эта игра похожа на игру «Ищу друга», однако является более функциональной, так как ее можно использовать в работе как с обычными детьми, так и с «особыми». Например, аутичному ребенку легче выполнять задание с понятным ему логическим завершением (игрушка должна стать снова целой). Для тревожных детей инструкция к этой игре тоже является более понятной и доступной. Правда, в этом случае воспитатель до начала игры должен продемонстрировать детям, каким образом будут выглядеть починенные игрушки.
С совсем маленькими детьми или «особыми» детьми на первых порах можно играть в эту игру вдвоем: ребенок и взрослый.
Игра «Это Я. Узнай меня» (известная игра)
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.
Содержание: Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) должен отгадать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей.
Желательно чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.
Игра «Постарайся отгадать»
Цель: развитие эмпатии, умения соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения, сплочения группы.
Содержание: Все дети сидят на ковре. Один ребенок – водящий – поворачивается к ним спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят:
Раз, два, три, четыре, пять,
Постарайся отгадать.
Я с тобою рядом тут.
Скажи, как меня зовут.
Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил. Если ребенок мал и не может произнести все слова, тогда первые три строчки говорит воспитатель (можно вместе с остальными детьми, а четвертую – либо ребенок сам, либо вместе с воспитателем. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил, а он просто пытается вспомнить и назвать по имени этого ребенка.
Примечание: Эта игра является модификацией предыдущей игры «Это я. Узнай меня». Иногда детям интереснее и легче в нее играть благодаря несложному стихотворному сопровождению.
Игра «Добрый бегемотик»
Цель: Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.
Содержание: Дети встают в шеренгу. Воспитатель говорит, что все вместе они – маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впередистоящего.
Воспитатель просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке….
Затем воспитатель просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу-малу», ко всеобщему удовольствию всех участников.
Игра «Самолет летит по небу»
Цель: Развитие воображения, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию.
Содержание Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит:
Самолет летит по небу,
В самолете я лечу.
Дети изображают руками крылья самолета, гудят. Воспитатель говорит:
На машине я поеду,
Если только захочу.
Дети изображают, как они едут в машине, держаться за руль, рычаг, подражая звуку мотора.
Воспитатель выполняет движения вместе с детьми.
Примечании: С более старшими детьми или когда дети уже привыкнут к игре, воспитатель может усложнить условия и сознательно путать слова и движения. Дети стараются не ошибиться.
Игра «Мой хороший попугай»
Цель: Развитие эмпатии детей, быстрота реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара детей.
Содержание: Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Воспитатель бросает кому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ребенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) ее другому ребенку.
Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как дети с трудом находят ласковое имя для попугая, не умеют передавать игрушку кому-либо из играющих. Но затем, по мере освоения этих операций, темп игры, как правило, ускоряется.
Примечание: Для более старших детей, которые уже умеют говорить, можно использовать стихотворное сопровождение:
Мой хороший попугай,
Мне его скорее дай.
Он красивый, он хороший
И еще…
Ребенок добавляет свое ласковое слово, например:
Он добрый очень.
Игра «Паучки и комары»
Цель: развитие координации движений, навыки взаимодействия, сплочение группы.
Содержание: Все дети – «комарики» - ходят, бегают по ковру. Двое детей берутся за руки это «паучки». Они пытаются свободными руками поймать и заманить в «паутину» как можно больше «комаров».
Когда все «комары» будут пойманы, дети берутся за руки и танцуют все вместе.
Примечание: Эту игру можно проводить с музыкальным сопровождением. В этом случае все дети свободно бегают до определенного сигнала (например, до остановки музыки, и только потом «паучки» могут их ловить.
Игра «Поймай зайчика» (Смирнова О. Е., 2000)
Цель: снятие эмоционального напряжения, излишней двигательной активности.
Содержание: Воспитатель показывает детям солнечный зайчик на стене, обращая внимание на то, как он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает.
Воспитатель читает детям стихотворение:
Солнечные зайчики -
Прыг, прыг, скок,
Прыгают, как мячики,
Прыг, прыг, скок…
Затем предлагает малышам догнать зайчика, иногда давая им возможность ловить световое пятно, которое потом опять убегает. Если зайчик «устал», ребятам удается его поймать, но иногда он прячется. В этом случае воспитатель говорит, что зайчик устал, спрятался в норку, что детям тоже пора отдохнуть, закрыть глазки, поспать понарошку.
Когда зайчик отдохнет и вновь появится перед ребятами, дети снова принимаются его ловить. Воспитатель при этом говорит: «Проснулся зайчик, смотрите, как он танцует, а вот он под стол спрятался…Ой! Он прыгнул на диван… Ловите его, ловите скорее!»
Игра «Зеркало» (Козак О. Н., 1999)
Цель: отработка навыков взаимодействия взрослого и ребенка, знакомство ребенка с его телом, обучение ребенка ориентации в пространстве.
ПЕРВЫЙ ЭТАП (индивидуальный)
Содержание: Взрослый подводит ребенка к зеркалу. Обращает его внимание на изображении, появляющемся в нем. Затем говорит: «Теперь я буду зеркалом». Ребенок «смотрится в зеркало», а воспитатель повторяет его движения.
Далее воспитатель и ребенок меняются ролями. Подобные упражнения воспитатель проводит со всеми детьми по очереди, отдельно.
ВТОРОЙ ЭТАП (групповой)
Содержание: Условия игры усложняются. Все дети встают в круг (если дети маленькие – в одну линию, напротив воспитателя) и становятся «маленькими зеркалами». Воспитатель показывает движение, а они повторяют его. Воспитатель сопровождает движение словами: «Мой дружок, в меня смотри и за мной все повтори».
Примечание: На более поздних этапах работы с зеркалом игру можно начинать сразу со второй части.
Игра «Волшебное зеркало» (Филиппова А. Д., М., 1963)
Цель: развитие воображения, ориентации в пространстве, умения повторять движения взрослого.
Содержание: Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Взрослый – водящий – говорит:
Ну-ка, зеркальце, смотри,
Все нам верно повтори.
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной.
Взрослый подходит к одному из детей и делает какое-нибудь движение. Ребенок должен повторить движение.
Примечание: Эта игра похожа на предыдущую, но она рассчитана на детей, с которыми уже проведена подготовительная работа. Кроме того, стихотворный текст делает игру более привлекательной для детей.
Игра «Том и Джерри» (модификация известной игры)
Цель: развитие двигательных навыков, навыков взаимодействия, быстроты реакции.
Содержание: Один из детей – «кот Том». Все остальные дети – «мышата», «Джерри» и его друзья.
«Кот» свернулся калачиком на ковре и спит. «Мышата» пляшут вокруг него (можно взявшись за руки, можно отдельно друг от друга) и поют:
Тили-бом, тили-бом,
Не боимся тебя, Том!
«Том» внезапно «просыпается», вскакивает и пытается поймать «мышат». «Мышата» разбегаются. Если «Том» уже поймал кого-нибудь из них, он запирает мышонка в мышеловке (сажает на стульчик).
Игра «Пузырь» (известная игра)
Цель: игра способствует сплочению детей, развитие чувства ритма.
Содержание: Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, сужают его, затем говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!
Постепенно дети расширяют круг все больше и больше, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда дети приседают на корточки и хором говорят: «Хлоп!»
Примечание: Произносить текст надо четко, медленно – дети должны повторять его за воспитателем. Если игра проходит на большом ковре, дети обычно после слова «хлоп» падают (специально) на пол, валяются и хохочут.
Игра «Пушинка» (Козак О. Н., 1999
Цель: развитие двигательной активности, координации движений, умение контролировать свои действия.
Содержание: Воспитатель раздает каждому ребенку по маленькому комочку ваты, который надо разрыхлить так, чтобы он стал легким, как пушинка. По сигналу воспитателя дети дуют на свои «пушинки», не давая им упасть, все время поддерживая в воздухе, но без помощи рук. Побеждает тот ребенок, чья пушинка дольше всех продержалась в воздухе.
Игра «Черепахи»
Цель: научить детей контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию взрослого.
Содержание: Дети встают по одну сторону ковра. Воспитатель встает напротив них по другую сторону ковра. По его команде дети должны двигаться к нему. Их задача идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте нельзя.
Примечание: Эта игра может показаться сложной для детей раннего возраста, но наблюдения психолога М. В. Луткиной показали, что действительно, сначала у детей срабатывает стереотип двигаться как можно быстрее. Примерно 10 % детей 2,5 – 3 лет с первого раза понимают инструкцию правильно. Но при систематическом проведении игры с каждым разом таких детей становится все больше.
Игра «Колокольчик»
Цель: развитие координации движений, умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции.
Содержание: Все дети сидят в кругу на стульчиках. Стулья должны стоять как можно плотнее друг к другу. Один из детей встает в центре круга – он водящий. Дети, сидящие в кругу, передают друг другу колокольчик (он должен быть со звонком, отчетливым звуком). Задача водящего – дотронуться до того ребенка, у которого в руках колокольчик. Как только ему это удается, он садится на стул, а место водящего занимает тот, кого «поймали» с колокольчиком в руках.
Игра «Покажи нос» (Васильева Е. А.)
Цель: развитие слухового внимания, обучения детей ориентации на своем теле.
Содержание: Все играющие стоят напротив воспитателя, который говорит им:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Далее воспитатель называет вслух (можно вместе с детьми и одновременно показывает на себе) какую-либо часть лица, тела:
«Уши-уши» - все показывают уши
«Глазки-глазки» - все показывают глазки.
«Ручки-ручки» - все показывают ручки и т. д.
Примечание: Когда дети привыкнут к этой инструкции, воспитатель может усложнить игру: он специально путает детей – называет одну часть тела или лица, а показывает другую. Дети должны заметить это и не повторить неверное движение. Воспитатель может помогать им, изменяя интонацию, хитро улыбаясь, тем самым заостряя внимание на каком-либо движении.
Игра «Лягушки»
Цель: развитие умения подчиняться словесной инструкции, формирование чувства ритма, развитие координации движений, снятие излишней двигательной активности, сплочение группы.
Содержание: Все дети сидят на маленьких подушечках-думочках.
Затем начинают передвигаться на этих подушках по ковру и приговаривают все вместе:
Две лягушечки с утра
Съесть хотели комара.
Далее воспитатель говорит:
Комары все улетели,
И лягушечки их не съели.
Дети встают с подушек и все вместе пляшут, взявшись за руки и припевая:
Тара-ра, тара-ра,
Веселиться всем пора.
Веселиться всем пора.
Игра «Зайчик»
Цель: развитие эмпатии, координации движений, умения взаимодействовать с другими детьми, подчиняться общему ритму игры, управлять своим телом, движениями.
Содержание: Дети (5-6 человек) вместе с воспитателем держат за края небольшую скатерть или пеленку, на которой лежит игрушечный зайчик.
Сначала дети плавно качают пеленку и говорят:
Зайчик, зайчик крепко спит
И шуметь нам не велит.
Затем воспитатель ускоряет ритм движения и вместе с детьми говорит:
Зайка глазки открывает,
За морковкой убегает.
Далее воспитатель еще более энергично раскачивает пеленку, даже слегка подбрасывая зайчика, и снова вместе с детьми говорит:
Он бежит от волка прочь,
Мы хотим ему помочь.
Воспитатель постепенно замедляет темп, дети говорят:
Успокойся, зайчик-зайка,
Ляг в кровать и засыпай-ка.
После этих слов движения становятся совсем плавными, и дети с воспитателем как можно тише, спокойнее говорят:
Зайчик-зайчик крепко спит
И шуметь нам не велит…
Тссссссссссссс….