Наталья Покаместова
Развлечение для старшей группы «Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение для старшей группы «Широкая Масленица»
Цель:
Формирование представлений у детей о традициях празднования русским народом Масленицы
Задачи:
Приобщить детей к русской культуре, традициям, праздникам.
Прививать любовь и уважение к народным традициям.
Активизировать словарь детей.
Вспомнить названия семи дней Масленицы, объяснить их значение.
Предварительная работа:
Публикация «Развлечение для старшей группы „Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Разучивание русской народной песни «Блины»; русской народной попевки «А мы масленку встречаем»; изучение с детьми закличек про Масленицу.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал, занимают места.
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Сегодня у нас не простое занятие, а праздничное. Кто из вас мне подскажет какому празднику посвящена наша сегодняшняя встреча? (ответы детей «Масленице») Правильно. Праздник Масленицы - один из самых любимых и веселых праздников на Руси.
(Показ слайда «Масленица» картина Б. М. Кустодиева)
Народ очень любил и почитал этот праздник. Масленицу называли «разорительной», «обжорной», величали обращаясь к ней «Госпожа честная Масленица». Этот праздник длится целых семь дней. Сама Масленица – это соломенное чучело. Веселье посвящено проводам зимы и заканчивается оно встречей весны. Всю неделю положено есть блины. Их нельзя заменять другими сладостями, так как они обозначают частичку солнца (блин – круглый, горячий и золотистый как солнышко)
Каждый день Масленичной недели отмечался по-особому и имел своё название. Первый день назывался «Встреча». Соломенное чучело возили на санях и люди радостно кричали: «Масленица к нам приехала!» А вы хотите встретить Масленицу? Давайте встретим её попевкой.
(Русская народная попевка «А мы Масленку встречаем»)
Воспитатель: Молодцы! Второй день масленичной недели назывался «Заигрыш». Русский народ катался на ледяных горках, водил хороводы. По улицам ходили Петрушки – скоморохи и славили Масленицу закличками и песнями. Ребята, а кто из вас знает заклички про Масленицу?
(Дети читают подготовленные дома заклички)
Душа моя, Масленица!
Приезжай к нам в гости на широкий двор,
На горках кататься, в блинах поваляться,
Сердцем потешиться!
***
Масленица! Масленица!
Приедешь к нам раненько
Встретим тебя хорошенько
Сыром, маслом и блином
И румяным пирогом!
***
Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко
Солнышко, Солнышко, покажись немножко
Тут твой любимчик – симпатичный блинчик!
***
Идет Масленица по льду,
Несет блинов сковороду.
Принимайте молоду —
Разбирайте по блину
***
Солнышко – колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди.
Нам зиму провожать,
Нам Масленицу встречать!
Воспитатель: Третий день – самый вкусный день Масленичной недели называли «Лакомка». В этот день зять приходил к тёще на блины. Кроме зятя теща приглашала и других гостей. Накрывались столы со множеством угощений. Это были и пряники, и бублики, и пироги.
(Показ слайда «Лакомка»)
Но самым главным лакомством были (музыкальный руководитель наигрывает фрагмент песни «Блины») Что? ( Дети отвечают: «Блины»)Правильно! А вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?
(Дети поют русскую народную песню «Блины», под музыку выходит девушка в русском национальном костюме, в руках у неё поднос с блинами)
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел? Русская красавица! А что она нам принесла в подарок (дети отвечают). Ребята, давайте поблагодарим красну девицу за её вкусный подарок. (Дети кланяются и благодаря)
Четвёртый день Масленицы называли «Разгуляй» – это разгар праздничного веселья. В этот день гуляли с утра до вечера – водили хороводы, пели частушки. Но главной забавой в этот день было взятие снежного городка. Из снега строили город, юноши делились на две команды. Одна команда нападала на город, другая защищала его. Защищали ворота пешие, а атаковали конные. «Взять городок» - означало разрушить его. Первый, кто прорвется через ворота городка считался победителем.
(Показ слайда «Взятие снежного городка» В. Суриков)
Пятый день называли «Тёщины вечерки». В этот день зятья угощали своих тёщь блинами. С почестями тёщу и её семью приглашали к обеду.
(Показ слайда «Тёщины вечерки»)
Шестой день называли «Заловкины посиделки» - молодые невестки приглашали к себе заловок. Будущая невестка должна была подарить гостям подарки
(Показ слайда «Заловкины посиделки)
Последний день – «Прощеное воскресенье». В этот день все просят друг у друга прощения. Кланяются, а в ответ слышат «бог простит» Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Наступает весна! Соломенное чучело – символ зимы, на санях вывозили и устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками и песнями. После этого чучело поджигали.
(Показ слайда «Прощеный день»
Ну вот и подошла к концу масленичная неделя. Что же мы узнали об этом замечательном празднике? (ответы детей) Молодцы! А теперь давайте попрощаемся с Масленицей!
(ребёнок читает стихотворение «Ты прощай, прощай наша Масленица» (слова нар.)
Воспитатель вместе с детьми: «Ты прощай, прощай наша Масленица!»
(Дети идут в группу, пьют чай с блинами.)