Анастасия Иванова
Развлечение с детьми и родителями «В музее кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Сказка»
города Алатыря Чувашской Республики
Конспект развлечения для детей и родителей
в средней группе на тему
Подготовила и провела :
воспитатель 1 квалификационной категории
Иванова Анастасия Юрьевна
Алатырь 2017г.
Публикация «Развлечение с детьми и родителями „В музее кукол“» размещена в разделах
Цель. Познакомить детей и их родителей с историей возникновения кукол в России и ее развитием, технологией выполнения куклы-пеленашки. Формировать представления о семейных традициях, эмоционально – положительное отношение к народным игрушкам - куклам.
Развивать познавательные интересы детей через знакомство в историей кукольного движения, мышление, внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и близким и малознакомым взрослым, умение свободно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, желание к созидательной совместной деятельности.
Словарная работа: глиняная, деревянная, соломенная, тряпичная, пластмассовая, резиновая.
Материалы:
Демонстрационный: матрешки (несколько видов, глиняные игрушки, соломенные куклы, тряпичные куклы, современные куклы, указка, иллюстрация мудреца.
Раздаточный: ткань- белая и цветная, нитки, лента.
Предшествующая работа: Знакомство со свойствами дерева, пластмассы, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – из глины (дымковские игрушки, деревянная матрёшка, организация в группе мини - музея «Куклы прошлого века» (с участием родителей, заучивание стихотворений по теме.
Методические приемы: игровой момент, рассматривание различных видов кукол, художественное слово, изготовление кукол- пеленашек, пение колыбельной песенки, анализ.
Ход.
В. Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада видеть вас в нашем детском саду. Сегодня, я хочу пригласить вас и ваших детей в музей кукол. Ребята, скажите, кто знает, что такое музей (выслушиваются предположения детей). Правильно, музей- это место где хранятся ценные вещи. Уважаемые родители, расскажите нам,в каких музеях вам удалось побывать? (Выслушиваются ответы родителей). Вот мы с вами, сегодня побываем в музее, где хранятся различные виды кукол. Но прежде чем мы с вами отправимся в музей, давайте вспомним правила поведения в музее (ответы детей). Правильно, в музее нельзя бегать, громко говорить, перебивать экскурсовода. Сегодня в музее вашим экскурсоводом буду я, приглашаю вас в первый зал.
Уважаемые гости, первая кукла в мире появилась в Японии, много лет назад в Россию привезли эту куклу из Японии. Она была похожа на - добродушного, лысого старичка. Символизировала эта кукла мудреца - «Фукуруму». Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри него располагалась вся его многочисленная семья (показ иллюстраций). Кукла эта понравилась и взрослым и детям. А особенно русским мастерам. Они нарядили её в русский сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки. И назвали её старинным русским именем - Матрёной. Как вы думаете, какую игрушку сделали народные умельцы? (матрешку). Давайте поинтересуемся у наших родителей, у кого были куклы матрешки и действительно ли, они так любили с ними играть (ответы гостей).
Матрешка- всеми любимый русский сувенир. Из какого материала она сделана (дерева).Значит матрешка какая (деревянная).Эту игрушку до сих пор любят и взрослые и дети. Ребята, я знаю, что вы любите играть с матрешкой и знаете про нее стихи.
1ребенок.
Матрешечка, матрешка, русская краса:
Румяные щечки, глазки – бирюза,
Белая рубаха и русский сарафан,
На голове платочек – не найдешь изъян!
В. Правда, матрешка очень красивая кукла, говорят что она с секретом. А в чем же секрет. (выслушиваются ответы детей).
2 ребенок.
На полке куколка стоит
Она скучает и грустит.
Но в руки ты ее возьмешь
И в ней еще одну найдешь.
А в той еще… и вот уж ряд
Пять милых куколок стоят
Хоть роста разного, но все же
Все удивительно похожи.
В. Ребята, чем же похожи матрешки? Чем они отличаются? (похожи- у всех матрешек есть платочек на голове и сарафан, все они яркие и красивые; отличие- разного размера, различные узоры и цвета красок) .
Молодцы, вот мы и познакомились с одной из кукол нашего музея. Приглашаю вас в следующий зал.
Послушайте стихотворение.
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой.
Веселит, ласкает взор
Пё стрый радужный узор:
Клетки, кольца, завиточки,
Змейки, ленточки и точки!
Просто загляденье!
Всем на удивление!
В. О каких игрушках говорится в стихотворении? (О дымковских) как вы думаете, почему, так назвали эти игрушки? (их назвали по имени села, в котором изготавливали эти игрушки).
Ребята, что вы знаете о дымковских игрушках (игрушки делали из глины, придавали им нужную форму, обжигали в печи, раскрашивали, просушивали. Эти игрушки не продавали, их дарили родным и близким, позже о таких игрушках узнали во всем мире и приезжали за ними в село, так и стала дымковская игрушка народным ремеслом).
Ребята, если кукла сделана из глины, значит она какая? (глиняная) Молодцы!
Как вы думаете, удобно ли было играть такой куклой? (играть дымковскими игрушками не удобно, ведь она тяжелая, ее можно разбить, ее нельзя мыть и одевать). Я с вами согласна, зато такой куклой можно любоваться. Уважаемые родители, скажите нам, пожалуйста, у вас или ваших родителей сохранились такие игрушки? Ребята, а вы бы хотели себе такую куклу (ответы детей и родителей)
Приглашаю вас в следующий зал.
Прошло много лет, люди придумали новую куклу, она не была похожа на глиняную. Для ее изготовления, человек сначала собирал солому, затем запаривал крутым кипятком, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивал, связывал и украшал. И какая же получилась кукла у человека?
Дети: Соломенная кукла.
Воспитатель: Что известно о соломенной кукле нашим взрослым?
Родители : Ее делали из соломы, затем украшали. Соломенных кукол не продавали, а делали люди для себя, т. к. эта кукла приносила удачу. А еще это была любимая кукла всех детей.
В:Ребята как вы думаете, такая кукла была прочной, с ней долго можно было играть (ответы детей)
В. С соломенной куклой интереснее играть, чем деревянной и глиняной, но она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть. Такая кукла была больше похожа на оберег, которая приносила удачу.
Приглашаю вас в следующий зал.
В этом зале сидят тряпичные куклы, как вы думаете, почему их так назвали? (ответы детей).
Правильно ребята, этих кукол делают из обрезков ткани, тряпочек. Существует очень много видов тряпичных кукол (показать в музее). Есть кукла - игровая, - предназначалась детям для игры, обереговая кукла – оберегала человека от различных опасностей. Ребята, посмотрите, в нашем музее есть еще очень интересная тряпичная кукла, да какая маленькая. Как называется эта кукла? (кукла-пеленашка) почему ее так называют? : Кукла Пеленашка – младенчик в платочке, завернутый в пеленку.
В: уважаемые родители, кто знает, для чего делали таких кукол? (Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбелную, чтобы малыши крепко спали.)
В: Кукла - пеленашка – это мощный оберег.
Люди верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека от беды. Раньше считалось, что в доме, где есть дети, обязательно должна быть кукла – Пеленашка. Ребята, я предлагаю вам и вашим мамам сделать такую куклу, чтобы она вас оберегала. (дети и родители садятся за столы. На столах лежит ткань- белая и цветная, ватка, нитки, лента).
Уважаемые родители, у вас на столе должна лежать ткань- белая и цветная, ватка, нитки, лента. Приступаем к изготовлению кукол. Берем ватку, кругообразными движениями скатываем шар из ваты, кладем его в середину белой ткани, складываем уголки и формируем голову. Берем нашу куклу в левую руку, правой рукой берем нитку, оставляя небольшой хвостик, кладем нитку под большой палец и придерживаем, а правой рукой обматываем ниткой вокруг шеи, тем самым получается голова. Необходимо использовать всю длину нитки. Заготовка для куклы готова, теперь берем цветную ткань и сверху, загибаем небольшую полоску ткани. Теперь берем куклу, кладем ее чуть ниже полоски и начинаем заворачивать кукле голову, затем берем один край ткани и заворачиваем тело нашей куклы, аналогично с другого края. Хвостик нашей ткани поворачиваем назад. Теперь нам с вами необходимо, завазять ленточку, что бы наша куколка не раскрылась. Берем ленточку, обматываем ею тело нашей куклы, завязываем узелок. Вот и получилась наша кукла. Теперь я предлагаю родителям и детям спеть нашим куколкам колыбельную.
Дети и взрослые встают вкруг.
Колыбельная
Спи, моя хорошая,
Баю-баю-бай!
Куколка любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Застелю кровать.
Завтра встанем вместе,
Будем вновь играть.
Приглашаю вас в следующий зал. В это зале живут современные куклы. Посмотрите, какие они красивые. Ребята, а из чего же сделана современная кукла? (ответы детей)Современная кукла сделана из пластмассы. У нее есть руки, ноги, они двигаются, голова поворачивается в разные стороны, есть волосы, красивая одежда. Некоторые куклы могут ходить, говорить, петь. Куклу можно купать, переодевать и т. д. У современных кукол даже есть дома, мебель посуда. Современную куклу делают на фабрике. Я считаю, несмотря на то, что эти куклы так хороши, они не сравнятся с куклами, которые сделаны своими руками. Ведь человек изготавливая кукол, вкладывает в них свою душу, любовь и тепло, а современные куклы делает машина.
На этом наша экскурсия заканчивается, я была очень рада рассказать вам о куклах нашего музея, окунуть вас в атмосферу семейного тепла и дружеского общения. я надеюсь, что в свободный вечерок, вы уважаемые родители,обязательно сделаете со своими детьми, еще не одну куклу, которая станет любимой игрушкой ваших детей. Пусть изготовление игрушек станет вашей семейной традицией. Ведь совместный труд взрослого и ребенка сближает, помогает раскрыться многочисленным талантам маленького человека. Научив своих детей семейным традициям, они обязательно научат этому своих детей и тогда, в наших семьях всегда будет взаимопонимание, любовь и уважение.