Елена Балдинова
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс (от лат. сотрехиз — связь, сочетание) — совокупность, соединение. Тематический — посвященный какой-нибудь одной теме.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса предполагает объединение содержания образовательных областей вокруг определенной темы. Это позволяет организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются новые возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления в процессе проживания содержания программы во всех видах детской деятельности.
Публикация «Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в театральной деятельности» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Комплексно-тематический принцип обеспечивает удобство включения в основную общеобразовательную программу дошкольного образования региональных и культурных компонентов (например, за счет введения специальных тем, позволяет полнее отразить специфику дошкольного учреждения при планировании. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в развитии детей на протяжении всего дошкольного возраста.
В практике дошкольного образования представлены различные варианты реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса : комплексные занятия, тематические дни, тематические периоды, тематические проекты.
Тематический день
Практика проведения тематических дней обеспечивает рассмотрение определенного вопроса, проблемы средствами различных образовательных областей, с использованием разнообразных форм работы. Это позволяет детям и взрослым не просто познакомиться с новыми для себя культурными явлениями, информацией, а прожить день в атмосфере определенного события, праздника, проникнуть в суть явления.
В младшем дошкольном возрасте круг тем ограничен. Они связаны преимущественно с игровой деятельностью, знакомыми детям играми, игрушками, предметами быта, животными, персонажами сказок. В рамках тематического дня сохраняются актуальные для данного возраста формы работы, задачи обучения, воспитания, развития детей. Принципиальным становится содержание работы. В старшем дошкольном возрасте тематический день может быть связан с систематизацией и применением знаний и умений из разных областей, с обращением к региональным и всероссийским праздникам, с приобщением к знаменательным датам.
Тематический период
В примерных общеобразовательных программах дошкольного образования нового поколения для каждой возрастной группы предусмотрено примерное комплексно – тематическое планирование. Педагогические коллективы вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период с учетом регионального компонента, а также особенностей конкретного дошкольного отделения (профессионализма педагогов, традиций дошкольного отделения). Продолжительность тематических периодов может достигать нескольких недель. Структура образовательного года представляет собой последовательность тематических периодов разной продолжительности (от двух-трех дней до месяца в зависимости от возраста детей, масштабов темы и пр.). Вместе с этим стоит отметить, что слишком длительное обращение даже к самой интересной для детей теме в дошкольном возрасте неэффективно.
В завершение каждого тематического периода целесообразно предусмотреть итоговые мероприятия. Это могут быть занятия (комплексные, интегрированные, развлечения, экскурсии, выставки, театрализованные представления для младших дошкольников, родителей и другие формы работы, в рамках которых осуществляется обобщение и систематизация полученных детьми знаний, опыта, впечатлений, организуется применение освоенных умений и навыков.
Тематический проект
Метод учебных проектов — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой они познают себя и окружающий мир, воплощают новые знания в реальные продукты. Важные особенности проектной деятельности — непосредственная связь с повседневной жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; нерасчлененность на образовательные области; широкий спектр видов деятельности; важность не только результата, но и процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.
Проект «По дорогам сказок изучаем математику»
Актуальность. Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Математика играет огромную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта.
Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение детей в процессе театрализованных игр.
Такой подход существенно меняет методы и приемы обучения, и требует такого проведения НОД, где задачи развития математических представлений решались посредством использования театрализованной игры.
Театр! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним!
Театр может все или почти все. Он творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, ораторские способности детей, придает уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.
Театральное искусство способствует всестороннему развитию гармонической личности ребенка. Общаясь, непосредственно изо дня в день, с искусством театра, дети учатся быть более терпимым друг к другу, уживчивыми, сдержанным, собранными. Театр оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и настроения дошкольников, расширяет кругозор детей, обогащает и развивает речь, формирует моральные представления, развивает умственные способности детей.
Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка; чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определенное количество шагов или мерок в ту или другую сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного, необходимо правильно «прочесть» письмо, в котором представлен план пути, и т. д.
Далее, математическое содержание может выступать в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования, выдвижения и проверки гипотез. Условием решения такого рода задач является организованное с помощью сказки детское экспериментирование. Например, нужно догадаться, почему узкая машинка со зверушками-путешественниками не может проехать в широкие, но низкие ворота. В процессе экспериментирования дети обнаруживают и выделяют как особую размерность понятие высоты.
Сказка позволяет также осуществить мысленный эксперимент с опорой на наглядные или идеальные модели. Например, дети попадают на заколдованный злым волшебником остров, где время течет в обратную сторону. Моделирование в сказке такого рода отношений позволяет уже четырехлетним детям понять такое свойство, как необратимость времени.
Сказка позволяет сделать математическое содержание материалом сюжетно-ролевой игры, обусловив тем самым его творческое освоение. Так, например, материалом могут стать количественные отношения (белка-мама никак не может разобраться, сколько грибов и ягод нужно принести голодным бельчатам). Вместе с белкой дети открывают, что и бельчат и грибы можно посчитать палочками.
Математическое содержание может выступать как некое правило действий героев сказки. Например, в сказочной игре-путешествии можно выбраться из лабиринта только в том случае, если действовать в строгом соответствии с математическим содержанием (карта-план, в котором указаны ориентиры и направление движения, цифрами указан порядок прохождения участков пути, с помощью мерок измеряется длина тех или иных отрезков пути).
Наконец, математическое содержание включается в сказку в форме особого рода познавательных задач-загадок, выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников-детей: волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). По существу, математическое содержание всегда оказывается включенным в деятельность детей как правило или условие ее выполнения, материал для ее построения, мера социальной значимости. Включаясь, таким образом, в деятельность, математическое содержание осваивается не только со стороны технологии (знания, умения, навыки, но, прежде всего, оно становится моментом общественной формы деятельности и социокультурной позиции ребенка.
Играя в сказку, дети лучше работают, демонстрируют творческие скрытые резервы. Но чем не заинтересуешь, как сказкой, ведь дети верят, что сказка творит чудеса и она есть. Детям интереснее разговаривать со сказочным героем. С включением театра в работу, наблюдается лучшее усвоение, запоминание, активность. Нет пассивных. Самое главное научить детей творить, сочинять.
Театр и математика неразрывные составляющие. Через них идет процесс мыслительный, так как мышление - высшая ступень познания - процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
Естественно важным моментом является то, что в работе по театрализованной деятельности идет интеграция развития речи и математики совместно с музыкой и танцами. Таким образом получается спектакль, где дети проявляют свои умственные и творческие способности.
Цель проекта: Создание условий для воспитания у дошкольников эмоциональных, интеллектуальных, коммуникативных способностей средствами театра.
Задачи, реализующиеся в данном проекте :
• Приобщить детей к театральной культуре.
• Развивать умение выражать свои чувства через вербальные и невербальные средства общения.
• Создать условия для проявления самостоятельности и субъективной позиции в театрализованной деятельности средствами стимулирования интереса к творчеству и импровизации в процессе воплощения образа.
• Формировать умение понимать главную идею литературного произведения.
• Способствовать развитию выразительности, точности, ритмичности в движениях.
• Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
• Формировать нравственные качества: доброту, сопереживание, отзывчивость.
• Воспитывать дисциплинированность, сдержанность, настойчивость,
целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (два месяца).
Участники проекта: дети старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область : музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация.
Проект включает в себя: конспекты НОД по ознакомлению детей с музыкой, дидактические игры, консультации, как для воспитателей, так и для родителей. Разработан комплекс электронных приложений, использующихся как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми.
Направления работы музыкального руководителя по ознакомлению детей с музыкой следующие:
1. Основная документация в электронном формате:
- тематическое планирование НОД (образовательная область «Музыка»)
- диагностический инструментарий;
- создание электронных методических копилок:
«В помощь педагогу», «Для вас, родители!» .
2. Методическое сопровождение:
- создание методической копилки:
- «Давайте поиграем» - музыкально- дидактические игры, направленные на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.
- «Вышли пальцы погулять» - пальчиковые игры
- «Весёлые игры» на развитие высоты и тембра голоса, речевого слуха, игры помогающие восприятию и воспроизведению различных ритмов.
- «Индивидуальные игровые задания для развития музыкальных способностей у дошкольников.
- домашних заданий на выходные для работы родителей с детьми.
3. Электронное приложение:
- «Дидактические игры для развития театральных способностей детей»
- «Веселые пальчиковые игры для малышей»
Основное содержание проекта
В процессе работы используются самые разнообразные средства : наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание картинок, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки)
Ознакомление детей с музыкальными понятиями проходит через различные формы взаимодействия педагога и детей:
• специально организованные занятия,
• совместная деятельность вне занятий,
• самостоятельная деятельность детей.
Для реализации проекта использовала следующие методы:
Игровой метод – (игры с правилами - сюжетно-ролевые, словесные, дидактические, режиссерские, подвижные, музыкальные; театрализация) предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании со словесным методом: пояснениями, указаниями, вопросами, чтением художественной литературы, общением, беседой и т. д. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует деятельность детей.
Метод моделирования – (придумывание моделей, использование символов-схем, анализ и моделирование ситуаций) познание абстрактных понятий, представлений о скрытых, непосредственно не воспринимаемых свойствах, явлениях жизни.
Метод упражнения – это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий.
Наглядный метод – (использование наглядных пособий, технических средств, визуализация) это форма усвоения знаний, умений и навыков с использованием наглядности.
Практический метод – (поисково-экспериментальная, проблемная деятельность, поиск решений, наблюдения; продуктивная деятельность : аппликация, конструирование, лепка, тематическое рисование) для развития музыкальных представлений у детей возраста. По содержанию они чрезвычайно разнообразны.
Метод проектов – направлен на достижение поставленных целей и задач на занятиях. Выбор методов и приемов зависит от темы деятельности и возрастных особенностей детей.
Ресурсы.
Организация театральной среды в группе, способствует успешной реализации данной темы, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, возрасту детей и их индивидуальным особенностям и потребностям.
Обеспечению принципа наглядности способствует дидактический материал. Организация в группе уголка «Театр детям» позволяет активизировать деятельность детей по формированию интереса к творчеству и импровизации в процессе воплощения образа, раскрепощенности, умение договариваться, а так же воспитывает такие нравственные качества : доброту, сопереживание, отзывчивость. В уголке собраны разнообразные виды театров, как для самостоятельной деятельности, так и под руководством взрослого, разнообразная художественная литература для чтения, пособия для индивидуальной работы.
Партнеры.
В реализации проекта необходимо сотрудничество с воспитателями и специалистами дошкольного отделения.
Воспитатель знакомит с устным народным творчеством, используют театральные постановки по прочитанным произведениям, разучивание небольших стихотворений по ролям.
Для полноценного осуществления проекта в образовательном процессе дошкольного отделения необходимо сотрудничество музыкального руководителя с родителями. Они выступают основными партнерами. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Большое значение в выборе той или иной формы работы имеют степень компетентности родителей и их заинтересованность в предложенной тематике.
Формы работы с родителями:
- беседы,
- родительские собрания,
- консультации,
- открытые мероприятия,
- дни открытых дверей,
- анкетирование,
- практикумы,
- организационно-просветительные мероприятия.
Педагог-психолог: предлагает рекомендации по установлению межличностных отношений в коллективе, подбирает игры и упражнения направленные формирование мыслительных процессов, внимания, воображения, социально-ролевые игры, использует психогимнастику и этюды на выражение различных эмоций.
Такое тесное сотрудничество позволяет качественно и системно подходить к решению поставленных задач по формированию музыкальных и математических представлений с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
План реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на три этапа:
Первый этап (подготовительный) (1-2 недели октября)
- Изучить проблему развития элементарных математических представлений через
использование театрализованной деятельности в психолого- педагогической и
методической литературе;
- Определение целей и задач исследования;
- Разработка перспективного плана образовательной деятельности,
обеспечивающего последовательность и системность работы по теме.
- Обогащение методического сопровождения образовательной работы по теме :
разработка конспектов, обогащение дидактического материала
Второй этап (этап внедрения) – (3-4 недели октября, 1-2 недели ноября).
- реализация основных направлений проекта, обеспечивающих качество
воспитательно-образовательного процесса.
- Анализ результатов образовательной деятельности, характеризующий уровень
сформированности у детей математических представлений.
- Подборка и разработка электронных консультаций для родителей по
театрализованной деятельности детей
.
Третий этап (обобщающий) (3-4 недели ноября).
- Проведение открытых итоговых мероприятий с привлечением родителей
дошкольников.
- Создание рекомендаций, подборка фольклорного материала на выходные для
работы родителей с детьми (по желанию родителей).
- Создание электронных консультационных циклов для родителей.
- Распространение и тиражирование опыта работы, публикация статей по обмену
опытом.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В перспективе ставлю перед собой следующие задачи:
• Совершенствовать использование в своей музыкальной деятельности
современные технологии;
• Продолжать знакомить детей с многообразием дидактических игр по
формированию музыкальных способностей.
• Вызвать желание детей применять разнообразные игры в самостоятельной
деятельности;
• Развивать интерес к музыкальному творчеству.
• Воспитывать дисциплинированность, сдержанность, настойчивость,
Целеустремленность.
• Продолжать работу по самообразованию;
• Продолжить публикацию материалов по данной теме на областном и
всероссийском уровне, участвовать в сетевом взаимодействии;
• Принимать участие в различных конкурсах и выставках разного уровня;
• Представление опыта работы по данной теме на городских методических
объединениях музыкальных руководителей.
Список использованной литературы
1. Мигунова Е. В. «Театральная педагогика в детском саду» ООО «ТЦ Сфера» 2009 год.
2. Доронова Т. Н, Рыжова Н. А. «Детский сад: будни и праздники» М. ЛИНКА-ПРЕСС,
2006 год.
3. Толченов О. А. Сценарии игровый и театрализованных представлений для детей
разного возраста» М. ГИЦ «Владос» 2001 год.
4. Белая К. Ю, Сотникова В. М. «Разноцветные игры» М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 год.
5. Маханёва М «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»
ООО «ТЦ Сфера» 2008 год.
6. Антипина Е. А. «Кукольный театр в детском саду» ООО «ТЦ Сфера» 2010 год.