МААМ-картинки

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в театральной деятельности

Елена Балдинова
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Комплекс (от лат. сотрехиз — связь, сочетание) — совокупность, соединение. Тематический — посвященный какой-нибудь одной теме.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса предполагает объединение содержания образовательных областей вокруг определенной темы. Это позволяет организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются новые возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления в процессе проживания содержания программы во всех видах детской деятельности.

Публикация «Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в театральной деятельности» размещена в разделах

Комплексно-тематический принцип обеспечивает удобство включения в основную общеобразовательную программу дошкольного образования региональных и культурных компонентов (например, за счет введения специальных тем, позволяет полнее отразить специфику дошкольного учреждения при планировании. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в развитии детей на протяжении всего дошкольного возраста.

В практике дошкольного образования представлены различные варианты реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса : комплексные занятия, тематические дни, тематические периоды, тематические проекты.

Тематический день

Практика проведения тематических дней обеспечивает рассмотрение определенного вопроса, проблемы средствами различных образовательных областей, с использованием разнообразных форм работы. Это позволяет детям и взрослым не просто познакомиться с новыми для себя культурными явлениями, информацией, а прожить день в атмосфере определенного события, праздника, проникнуть в суть явления.

В младшем дошкольном возрасте круг тем ограничен. Они связаны преимущественно с игровой деятельностью, знакомыми детям играми, игрушками, предметами быта, животными, персонажами сказок. В рамках тематического дня сохраняются актуальные для данного возраста формы работы, задачи обучения, воспитания, развития детей. Принципиальным становится содержание работы. В старшем дошкольном возрасте тематический день может быть связан с систематизацией и применением знаний и умений из разных областей, с обращением к региональным и всероссийским праздникам, с приобщением к знаменательным датам.

Тематический период

В примерных общеобразовательных программах дошкольного образования нового поколения для каждой возрастной группы предусмотрено примерное комплексно – тематическое планирование. Педагогические коллективы вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период с учетом регионального компонента, а также особенностей конкретного дошкольного отделения (профессионализма педагогов, традиций дошкольного отделения). Продолжительность тематических периодов может достигать нескольких недель. Структура образовательного года представляет собой последовательность тематических периодов разной продолжительности (от двух-трех дней до месяца в зависимости от возраста детей, масштабов темы и пр.). Вместе с этим стоит отметить, что слишком длительное обращение даже к самой интересной для детей теме в дошкольном возрасте неэффективно.

В завершение каждого тематического периода целесообразно предусмотреть итоговые мероприятия. Это могут быть занятия (комплексные, интегрированные, развлечения, экскурсии, выставки, театрализованные представления для младших дошкольников, родителей и другие формы работы, в рамках которых осуществляется обобщение и систематизация полученных детьми знаний, опыта, впечатлений, организуется применение освоенных умений и навыков.

Тематический проект

Метод учебных проектов — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой они познают себя и окружающий мир, воплощают новые знания в реальные продукты. Важные особенности проектной деятельности — непосредственная связь с повседневной жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; нерасчлененность на образовательные области; широкий спектр видов деятельности; важность не только результата, но и процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.

Проект «По дорогам сказок изучаем математику»

Актуальность. Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Математика играет огромную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение детей в процессе театрализованных игр.

Такой подход существенно меняет методы и приемы обучения, и требует такого проведения НОД, где задачи развития математических представлений решались посредством использования театрализованной игры.

Театр! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним!

Театр может все или почти все. Он творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, ораторские способности детей, придает уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.

Театральное искусство способствует всестороннему развитию гармонической личности ребенка. Общаясь, непосредственно изо дня в день, с искусством театра, дети учатся быть более терпимым друг к другу, уживчивыми, сдержанным, собранными. Театр оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и настроения дошкольников, расширяет кругозор детей, обогащает и развивает речь, формирует моральные представления, развивает умственные способности детей.

Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка; чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определенное количество шагов или мерок в ту или другую сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного, необходимо правильно «прочесть» письмо, в котором представлен план пути, и т. д.

Далее, математическое содержание может выступать в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования, выдвижения и проверки гипотез. Условием решения такого рода задач является организованное с помощью сказки детское экспериментирование. Например, нужно догадаться, почему узкая машинка со зверушками-путешественниками не может проехать в широкие, но низкие ворота. В процессе экспериментирования дети обнаруживают и выделяют как особую размерность понятие высоты.

Сказка позволяет также осуществить мысленный эксперимент с опорой на наглядные или идеальные модели. Например, дети попадают на заколдованный злым волшебником остров, где время течет в обратную сторону. Моделирование в сказке такого рода отношений позволяет уже четырехлетним детям понять такое свойство, как необратимость времени.

Сказка позволяет сделать математическое содержание материалом сюжетно-ролевой игры, обусловив тем самым его творческое освоение. Так, например, материалом могут стать количественные отношения (белка-мама никак не может разобраться, сколько грибов и ягод нужно принести голодным бельчатам). Вместе с белкой дети открывают, что и бельчат и грибы можно посчитать палочками.

Математическое содержание может выступать как некое правило действий героев сказки. Например, в сказочной игре-путешествии можно выбраться из лабиринта только в том случае, если действовать в строгом соответствии с математическим содержанием (карта-план, в котором указаны ориентиры и направление движения, цифрами указан порядок прохождения участков пути, с помощью мерок измеряется длина тех или иных отрезков пути).

Наконец, математическое содержание включается в сказку в форме особого рода познавательных задач-загадок, выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников-детей: волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). По существу, математическое содержание всегда оказывается включенным в деятельность детей как правило или условие ее выполнения, материал для ее построения, мера социальной значимости. Включаясь, таким образом, в деятельность, математическое содержание осваивается не только со стороны технологии (знания, умения, навыки, но, прежде всего, оно становится моментом общественной формы деятельности и социокультурной позиции ребенка.

Играя в сказку, дети лучше работают, демонстрируют творческие скрытые резервы. Но чем не заинтересуешь, как сказкой, ведь дети верят, что сказка творит чудеса и она есть. Детям интереснее разговаривать со сказочным героем. С включением театра в работу, наблюдается лучшее усвоение, запоминание, активность. Нет пассивных. Самое главное научить детей творить, сочинять.

Театр и математика неразрывные составляющие. Через них идет процесс мыслительный, так как мышление - высшая ступень познания - процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Естественно важным моментом является то, что в работе по театрализованной деятельности идет интеграция развития речи и математики совместно с музыкой и танцами. Таким образом получается спектакль, где дети проявляют свои умственные и творческие способности.

Цель проекта: Создание условий для воспитания у дошкольников эмоциональных, интеллектуальных, коммуникативных способностей средствами театра.

Задачи, реализующиеся в данном проекте :

• Приобщить детей к театральной культуре.

• Развивать умение выражать свои чувства через вербальные и невербальные средства общения.

• Создать условия для проявления самостоятельности и субъективной позиции в театрализованной деятельности средствами стимулирования интереса к творчеству и импровизации в процессе воплощения образа.

• Формировать умение понимать главную идею литературного произведения.

• Способствовать развитию выразительности, точности, ритмичности в движениях.

• Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

Формировать нравственные качества: доброту, сопереживание, отзывчивость.

• Воспитывать дисциплинированность, сдержанность, настойчивость,

целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный (два месяца).

Участники проекта: дети старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательная область : музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация.

Проект включает в себя: конспекты НОД по ознакомлению детей с музыкой, дидактические игры, консультации, как для воспитателей, так и для родителей. Разработан комплекс электронных приложений, использующихся как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми.

Направления работы музыкального руководителя по ознакомлению детей с музыкой следующие:

1. Основная документация в электронном формате:

- тематическое планирование НОД (образовательная область «Музыка»)

- диагностический инструментарий;

- создание электронных методических копилок:

«В помощь педагогу», «Для вас, родители!» .

2. Методическое сопровождение:

- создание методической копилки:

- «Давайте поиграем» - музыкально- дидактические игры, направленные на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.

- «Вышли пальцы погулять» - пальчиковые игры

- «Весёлые игры» на развитие высоты и тембра голоса, речевого слуха, игры помогающие восприятию и воспроизведению различных ритмов.

- «Индивидуальные игровые задания для развития музыкальных способностей у дошкольников.

- домашних заданий на выходные для работы родителей с детьми.

3. Электронное приложение:

- «Дидактические игры для развития театральных способностей детей»

- «Веселые пальчиковые игры для малышей»

Основное содержание проекта

В процессе работы используются самые разнообразные средства : наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание картинок, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки)

Ознакомление детей с музыкальными понятиями проходит через различные формы взаимодействия педагога и детей:

• специально организованные занятия,

• совместная деятельность вне занятий,

• самостоятельная деятельность детей.

Для реализации проекта использовала следующие методы:

Игровой метод – (игры с правилами - сюжетно-ролевые, словесные, дидактические, режиссерские, подвижные, музыкальные; театрализация) предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании со словесным методом: пояснениями, указаниями, вопросами, чтением художественной литературы, общением, беседой и т. д. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует деятельность детей.

Метод моделирования – (придумывание моделей, использование символов-схем, анализ и моделирование ситуаций) познание абстрактных понятий, представлений о скрытых, непосредственно не воспринимаемых свойствах, явлениях жизни.

Метод упражнения – это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий.

Наглядный метод – (использование наглядных пособий, технических средств, визуализация) это форма усвоения знаний, умений и навыков с использованием наглядности.

Практический метод – (поисково-экспериментальная, проблемная деятельность, поиск решений, наблюдения; продуктивная деятельность : аппликация, конструирование, лепка, тематическое рисование) для развития музыкальных представлений у детей возраста. По содержанию они чрезвычайно разнообразны.

Метод проектов – направлен на достижение поставленных целей и задач на занятиях. Выбор методов и приемов зависит от темы деятельности и возрастных особенностей детей.

Ресурсы.

Организация театральной среды в группе, способствует успешной реализации данной темы, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, возрасту детей и их индивидуальным особенностям и потребностям.

Обеспечению принципа наглядности способствует дидактический материал. Организация в группе уголка «Театр детям» позволяет активизировать деятельность детей по формированию интереса к творчеству и импровизации в процессе воплощения образа, раскрепощенности, умение договариваться, а так же воспитывает такие нравственные качества : доброту, сопереживание, отзывчивость. В уголке собраны разнообразные виды театров, как для самостоятельной деятельности, так и под руководством взрослого, разнообразная художественная литература для чтения, пособия для индивидуальной работы.

Партнеры.

В реализации проекта необходимо сотрудничество с воспитателями и специалистами дошкольного отделения.

Воспитатель знакомит с устным народным творчеством, используют театральные постановки по прочитанным произведениям, разучивание небольших стихотворений по ролям.

Для полноценного осуществления проекта в образовательном процессе дошкольного отделения необходимо сотрудничество музыкального руководителя с родителями. Они выступают основными партнерами. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Большое значение в выборе той или иной формы работы имеют степень компетентности родителей и их заинтересованность в предложенной тематике.

Формы работы с родителями:

- беседы,

- родительские собрания,

- консультации,

- открытые мероприятия,

- дни открытых дверей,

- анкетирование,

- практикумы,

- организационно-просветительные мероприятия.

Педагог-психолог: предлагает рекомендации по установлению межличностных отношений в коллективе, подбирает игры и упражнения направленные формирование мыслительных процессов, внимания, воображения, социально-ролевые игры, использует психогимнастику и этюды на выражение различных эмоций.

Такое тесное сотрудничество позволяет качественно и системно подходить к решению поставленных задач по формированию музыкальных и математических представлений с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

План реализации проекта.

Реализация проекта рассчитана на три этапа:

Первый этап (подготовительный) (1-2 недели октября)

- Изучить проблему развития элементарных математических представлений через

использование театрализованной деятельности в психолого- педагогической и

методической литературе;

- Определение целей и задач исследования;

- Разработка перспективного плана образовательной деятельности,

обеспечивающего последовательность и системность работы по теме.

- Обогащение методического сопровождения образовательной работы по теме :

разработка конспектов, обогащение дидактического материала

Второй этап (этап внедрения)(3-4 недели октября, 1-2 недели ноября).

- реализация основных направлений проекта, обеспечивающих качество

воспитательно-образовательного процесса.

- Анализ результатов образовательной деятельности, характеризующий уровень

сформированности у детей математических представлений.

- Подборка и разработка электронных консультаций для родителей по

театрализованной деятельности детей

.

Третий этап (обобщающий) (3-4 недели ноября).

- Проведение открытых итоговых мероприятий с привлечением родителей

дошкольников.

- Создание рекомендаций, подборка фольклорного материала на выходные для

работы родителей с детьми (по желанию родителей).

- Создание электронных консультационных циклов для родителей.

- Распространение и тиражирование опыта работы, публикация статей по обмену

опытом.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

В перспективе ставлю перед собой следующие задачи:

• Совершенствовать использование в своей музыкальной деятельности

современные технологии;

• Продолжать знакомить детей с многообразием дидактических игр по

формированию музыкальных способностей.

• Вызвать желание детей применять разнообразные игры в самостоятельной

деятельности;

• Развивать интерес к музыкальному творчеству.

• Воспитывать дисциплинированность, сдержанность, настойчивость,

Целеустремленность.

• Продолжать работу по самообразованию;

• Продолжить публикацию материалов по данной теме на областном и

всероссийском уровне, участвовать в сетевом взаимодействии;

Принимать участие в различных конкурсах и выставках разного уровня;

• Представление опыта работы по данной теме на городских методических

объединениях музыкальных руководителей.

Список использованной литературы

1. Мигунова Е. В. «Театральная педагогика в детском саду» ООО «ТЦ Сфера» 2009 год.

2. Доронова Т. Н, Рыжова Н. А. «Детский сад: будни и праздники» М. ЛИНКА-ПРЕСС,

2006 год.

3. Толченов О. А. Сценарии игровый и театрализованных представлений для детей

разного возраста» М. ГИЦ «Владос» 2001 год.

4. Белая К. Ю, Сотникова В. М. «Разноцветные игры» М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 год.

5. Маханёва М «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»

ООО «ТЦ Сфера» 2008 год.

6. Антипина Е. А. «Кукольный театр в детском саду» ООО «ТЦ Сфера» 2010 год.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ» Процесс развития ребенка — это внутренний процесс раскрытия его возможностей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Конспект занятия по театральной деятельности «Открытие театральной студии» Конспект занятия по театральной деятельности Тип занятия - социально - эмоциональное. Вид занятия - театральная деятельность. Тема: «Открытие.

ФГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Бусловская т. в. :ФГОС ДО1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса на летний оздоровительный период во второй младшей группе Задачи по основным направлениям развития: 1. Социально-коммуникативное развитие: - развивать у детей основы социального сознания; - формировать.

Консультация «Комплексно-тематический принцип как основа организации образовательного процесса ДОУ» Проблема планирования является актуальной и сложной задачей, стоящей перед дошкольным учреждением. Планирование в нашем МКДОУ «Детский сад.

Составление и реализация индивидуального образовательного маршрута В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Умение ребёнка читать и писать не являются показателями.

Перспективно-календарный комплексно-тематический план воспитательно-образовательного процесса (вторая младшая группа) Понедельник 1. Музыкальное 2. Рисование. Тема: «Цветные клубочки» Цель: Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями. Не отрывая.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности. История одной театральной постановки Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста развитие речи - одна из главных. Л. С. Выготский писал: «Есть.

Реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДО 1. В последнее время в нашей стране сложилась ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривается, как период подготовки к школе.

Реализация образовательного проекта  «Движение — путь к здоровью»Реализация образовательного проекта «Движение — путь к здоровью» Актуальность: Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Постоянное воздействие вредных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в театральной деятельности
Опубликовано: 18 августа 2016 в 15:11
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в театральной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Балдинова (УИ 722822) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД