ФГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

Татьяна Бусловская
ФГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

Бусловская т. в.:
ФГОС ДО
1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование.

Изменена структура системы образования, добавлены два новых уровня: дошкольное образование и подготовка кадров высшей квалификации включены в систему общего образования.

Для сравнения: прежде статус дошкольного образования не был определен. Дошкольное образование юридически не считалось уровнем или ступенью уровня образования, что позволяло относиться к нему по «остаточному принципу».

Уровень ДО – особенный:

1) необязательность уровня ДО в РФ

2) отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат.

Совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня, утверждённых федеральным органом исполнительной власти называется Федеральным государственным образовательным стандартом.

Следовательно, для дошкольного образования, как и для всех уровней образования в Российской Федерации, устанавливается федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

Приказ Минобрнауки России N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», вступивший в силу 16 марта 2010 г., передаёт эстафету Приказу Минобрнауки №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», который вступит в силу с 1 января 2014 года.

Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре основных образовательных программ; к условиям их реализации; и к результатам их освоения.

Посмотрим для сравнения наш предыдущий документ: Федеральные государственные требования (ФГТ). Там не было требований к результатам освоения ООП.

Обратите ваше внимание на то, что данные документы уже по своим составляющим являются преемственными.

Рассмотрим структуру ФГОС ДО: общие положения, требования к структуре образовательной программы и её объёму, требования к условиям реализации ООП ДО, требования к результатам освоения ООП ДО.

Итак, общие положения.

До сих пор основные образовательные программы дошкольного образования реализовывались в учреждениях, для которых образовательная деятельность являлась основной. «Организация» - более широкое понятие, нежели «учреждение». Согласно новому закону реализовывать основные образовательные программы дошкольного образования могут такие организации, как, например: организации для детей, оставшихся без попечения родителей; организации, осуществляющие лечение, оздоровление или отдых; научные организации, осуществляющие образовательную деятельность, и другие. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются также индивидуальные предприниматели.

Прежде образовательную деятельность осуществляли образовательные учреждения разных типов и видов. Новым формам дошкольного образования, например индивидуальным предпринимателям, не было места в правовом поле сферы образования.

Согласно новому Закону об образовании основным типом организации, реализующей основные образовательные программы дошкольного образования, по-прежнему является дошкольная образовательная организация. Но, согласно Статье 17. данного Закона, в Российской Федерации образование может быть получено и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, т. е. в форме семейного образования.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В перечисленных документах заложены следующие основные принципы:

1 Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека

2 Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей

3 Уважение личности ребёнка

4 Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной

и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка

Основные принципы дошкольного образования:

1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития

2. Индивидуализация дошкольного образования

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

5. Сотрудничество Организации с семьёй

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

8. Соответствие условий, требований, методов возрасту

и особенностям развития детей (возрастная адекватность)

9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

• Повышение социального статуса ДО

• Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования

• Обеспечение государственных гарантий уровня

и качества образования на основе единства обязательных требований

• Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,

в том числе их эмоционального благополучия

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ)

3. Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных

и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения…

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей

8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей

9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи

и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Стандарт включает в себя требования к: структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы. Выраженный акцент в данном Стандарте (именно в стандарте ДО) делается на условия реализации основной образовательной программы.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ООП ДО

В законе «Об образовании РФ» (Статья 67) говорится:

• Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения возраста восьми лет

ФГОС обозначил три возраста дошкольного образования:

Младенческий возраст (2 месяца – 1 год)

ранний возраст (1 год – 3 года)

дошкольный возраст (3 года – 8 лет)

Раньше основные образовательные программы дошкольного образования разрабатывались на основе примерных основных образовательных программ дошкольного образования. Следует отметить, что «учитывать программу» -значит, принимать ее во внимание, иметь в виду, «прислушиваться» к ней при осуществлении образовательной деятельности. Основываться на программе - руководствоваться ею как опорой, каркасом образовательной деятельности.

Содержание Программы должно охватывать следующие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области)

• Социально – коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Художественно – эстетическое развитие

• Физическое развитие

Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы.

Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы.

Пояснительная записка должна раскрывать:

• Цели и задачи реализации Программы

• Принципы и подходы к формированию Программы

• Значимые характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учётом:

• возрастных возможностей и индивидуальных различий детей

особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов

Содержательный раздел Программы должен включать:

• описание образовательной деятельности в соответствии с пятью образовательными областями, с учётом используемых ПООП

и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ

• описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

• описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

особенности образовательной деятельности разных видов

и культурных практик

способы и направления поддержки детской инициативы

особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

• иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов

Часть ОП, формируемая участниками образовательных отношений включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и может быть ориентирована на:

• специфику национальных, социокультурных и иных условий

• выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива

• сложившиеся традиции ДОО (группы)

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

Организационный раздел должен содержать:

• описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

• распорядок и /или режим дня

особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО включают:

требования к психолого – педагогическим, кадровым, материально- техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

• Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

• Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей

(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых

с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка

и учитывающего социальную ситуацию его развития

• Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности

• Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

• Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

• Защита детей от всех форм физического и психического насилия

• Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564)

Требования к развивающей среде.

Среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требования к кадровым условиям реализации Программы.

Реализация Программы обеспечивается кадрами: руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными.

В реализации Программы могут также участвовать:

• научные работники Организации

• иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую

и хозяйственную деятельности, охрану жизни здоровья детей

Требования к материально-техническим условиям включают:

1. Требования, определяемые в соответствии с СанПиН

2. Требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности

3. Требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей

4. Требования к оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой

5. Требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение)

Финансовые условия реализации должны: условия р

• Обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта

к условиям реализации и структуре Программы

• Обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей

• Отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО

ФГОС ДО – это - по выражению самого Александра Асмолова - «нестандартный стандарт». Он имеет свою специфику, которая вытекает из специфики самого дошкольного детства, которая кратко описана в самом начале раздела, посвящённого требованиям к результатам освоения программы.

Специфика дошкольного детства:

Гибкость и пластичность развития ребёнка

Высокий разброс вариантов развития

Непосредственность и непроизвольность

• Непосредственность и непроизвольность необязательность уровня ДО в РФ

• отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат

Учёт вышеперечисленных особенностей дошкольного детства делает неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы не в виде сформированных навыков, знаний и умений, а в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования (ЦО)

Представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО

Определяются независимо от форм реализации Программы,

а также от её характера, особенностей развития детей

и видов Организации, реализующей Программу.

Не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, не являются основой объективной оценки подготовки детей.

Целевые ориентиры поставлены для:

построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ

• формирования Программы, анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями

• изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 мес. до 8 лет

• информирования родителей и иной общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ

Целевые ориентиры НЕ МОГУТ служить основанием для:

аттестации педагогических кадров

оценки качества образования

оценки уровня развития детей, в т. ч. в рамках мониторинга

оценки выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания

распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОО

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Освоение дошкольных образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

http://www.maam.ru/detskijsad/kak-polzovatsja-redaktorom-v-blogah.html,

Публикации по теме:

Структура образовательного процесса соответствии с ФГОС ДО Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 села Коноково муниципального образования.

Индивидуально-дифференцированный подход в организации коррекционно-образовательного процесса ФГОС ДО определяет одним из качеств основных принципов дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных.

Особенности организации образовательного процесса с детьми, имеющими особенности в развитии В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты: • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся.

Особенности организации образовательного процесса в подготовительной группе по теме «Дети и дорога» согласно требованиям ФГОСОсобенности организации образовательного процесса в подготовительной группе по теме «Дети и дорога» согласно требованиям ФГОС Введение[/b] Актуальность темы. [/u] По статистике ГИБДД г. Тольятти в 2015 г. выявлен рост ДТП с участием детей. Это определяет необходимость,.

Проект «Формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй и социальными партнёрами в организации» Тип проекта Информационно- познавательный Продолжительность Долгосрочный Участники проекта: Воспитанники ДОУ, Родители воспитанников.

Современные подходы к организации и планированию образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Дошкольному образованию на современном этапе предстоит решить сложную.

Создание условий для организации образовательного процесса в группе 2 слайд Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением 17 октября.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как условие реализации ФГОС Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот период, когда маленький.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
ФГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 12 марта 2016 в 21:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Наша первая выставка детских работ в технике оригами
Дети очень любознательны и активны, им постоянно нужно что-то делать. Лучший способ им помочь – это направить энергию в правильное русло. В своей группе я...
«Масленица шумная, весёлая, озорная!» Фотоотчет о празднике в детском саду
«Масленица — мокрохвостка! Приезжай домой со двора, Отошла твоя пора! У нас с гор потоки, Заиграй овражки, Выверни оглобли, Налаживай соху!...
Работы учащихся по программе «Начальное техническое моделирование и конструирование»
Программа «Начальное техническое моделирование и конструирование» имеет техническую направленность. Современная научно-техническая революция и...
Конспект занятия по аппликации «На прогулке»
Программные задачи:продолжать учить детей пользоваться разными материалами при выполнении аппликации, упражнять детей в вырезывании силуэтов, развивать...
Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»
Развитие ребенка через игру «Марблс» 21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации, о которых не...