МААМ-картинки

Реализация нравственно-патриотического воспитания в детском саду

Марина Буданова
Реализация нравственно-патриотического воспитания в детском саду

Реализация нравственно-патриотического воспитания в детском саду.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Публикация «Реализация нравственно-патриотического воспитания в детском саду» размещена в разделах

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, воспитание любви к родному краю, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Для себя я отметила комплекс задач:

- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, лице, городу;

- формировать бережное отношение к природе и всему живому;

- воспитывать уважение к труду;

- развивать интерес к русским традициям;

- формировать элементарные знания о правах человека;

- расширять представление о городах России;

-знакомить детей с символами государства (герб, гимн, флаг);

- развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;

- формировать чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается уребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш. Многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к своему народу, но и способствуют развитию личности в духе патристизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно детей знакомили с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей, символами.

Система и последовательность работы по воспитанию у детей любви к родному краю, нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравертренно-патриотическому воспитанию. Задача отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Причем, эпизоды, к которым привлекали внимание детей, были яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я сама хорошо изучила наш край. Продумывала, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для нашего края.

Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и быт. Отбирая соответствующий материал, я старалась сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город… я показывала детям, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. При этом учитывала, какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети:

1. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад

2. Внимание детей я привлекала к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, аптека, магазин и т. д., рассказывала об их значении, подчеркивала, что все это создано для удобства людей.

3. Диапазон объектов, с которыми можно знакомить детей можно расширять в зависимости от их возрастных особенностей - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь когони названы и воздвигнуты, Также стараются довести до всех детей, что у каждого человека есть родной город и дом, где он родился и живет.

Поэтому мы организуем походы на природу, экскурсии по микрорайону и городу, на прогулках наблюдаем за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

В воспитании у детей любви к родному краю огромное значение имеет пример взрослых. На конкретных фактах из жизни старших членов семей (дедушек, бабушек - участников Великой отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах) я стараюсь привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной», клюбовь к Отечеству", «ненависть к врагу". Мне очень важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили, потомучто любим свою Отчизну.

В своей работе с детьми в дальнейшем, я будузнакомить детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Для этого буду использовать тематический план работы под редакцией Маханевой для старшего дошкольного возраста, Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, я уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому живается с безразличием, а иногда с предательством. Поэтому важно, чтобы дети увидели как можно раньше "гражданское лицон своей семьи (знают ли они, за что их дедушки получили медали). Организованная таким образом работа способствует правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, я подвожу их к пониманию, что их город частица Родины, поскольку во всех местах больших и маленьких есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех;

- везде соблюдаются традиции;

- люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, я сочетаю с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Я стараюсь в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей. К концу дошкольного периода наши дети знают: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками ит. д. Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- впозитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

-непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учетего психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход:

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы, я считаю, наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе, Изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность, и, следовательно, длительность изучения. Отдельные темы я стараюсь приурочить к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Например, «Богатыри земли Русской» - в феврале (перед Днем защитника Отечества).

Основной формой воспитания у детей к любви к родному краю являются тематические занятия. Я стараюсь организовать их так, чтобы они повышали детскую мыслительную деятельность. Этому помогают приемы сравнения (труд продавца - раньше были счеты, а теперь компьютеры и т. д., вопросы, индивидуальные задания. Я приучаю детей самостоятельно анализировать, делать обобщения, выводы. Нужно отметить, что для детей дошкольного возраста характерны: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Учитывая возрастные особенности детей, я широко применяю игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия, Например, в игре «Магазин сувениров» я предлагаю ребенку определить; где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, гжель, дымка). Поэтому каждая тема у меня подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, рисунков).

Для ознакомления детей с бытом, традициями народов я стараюсь использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку, но и «живые» наглядные предметы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.).

В связи с тем, что в этом году я набрала новую группу, и я запланировала себе следующую работу по привлечению семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей :

- мини-исследование (я вместе с родителями выберем и определим тему исследования, разумно ограничивая ее территориальные и временные рамки). Например «История нашей улицы» (где находится детский сад, «История нашего минрорайона» и др. ;

- работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д.);

- праздники и обряды: «Масленица», «Березка» и т. д.

Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

В результате проведенной работы с дошкольниками, у детей:

- сформировалось бережное отношение к природе и всему живому, проявляются чувства отзывчивости и привязанности;

- появился интерес и традициям своего народа;

- убольшинства детей присутствует уважение к труду взрослых и сверстников;

-сформированы элементарные знания о правах человека;

- расширено представление о городах России;

-дети ознакомлены с символами государства (герб, гимн, флаг);

-развиты чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-сформированы чувства уважения к другим народам, их традициям;

- привито чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскомусаду, улице, городу.

Изучение своей родословной помогает детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

1. Корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны.

2. Семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций.

3. Счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества и государства.

Важным условием в воспитании у детей любви к родному краю является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. Мной замечено, что во многих молодых семьях вопросы о воспитании любви к родному краю, патриотизм не считают важными, и зачастую эти вопросы вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку, так как могут иметь место обстоятельства, когда нецелесообразно включать кого-то из детей в обсуждение тех или иных вопросов, в сбор и поиск документов о членах семьи, Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы»Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы» В течении месяца в нашем детском саду проходил месячник гражданско-патриотического воспитания. В группе "Родничок" проводили разнообразные.

Фотоотчёт «Неделя патриотического воспитания в детском саду»Фотоотчёт «Неделя патриотического воспитания в детском саду» Фотоотчёт"Неделя патриотического воспитания в детском саду" Любовь Майорова Вторая младшая группа «Любовь к родному краю, родной культуре,.

Мини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые маркиМини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые марки Один из доступных способов, ярких и интересных для познания мира, своей истории, традиций- это работа с различными коллекциями, мини.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в средней группеУголок нравственно-патриотического воспитания в средней группе Совместно с родителями мы организовали в группе уголок нравственно-патриотического воспитания. Актуальность: Д. С. Лихачев : «Любовь к.

Уголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группеУголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группе В нашем детском саду прошел смотр-конкурс уголков по нравственно патриотическому воспитанию. Цель смотра- конкурса: -активация деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация нравственно-патриотического воспитания в детском саду
Опубликовано: 29 августа 2021 в 15:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД