Получи документы

Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания

Наталья Зинова
Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

1. Закономерности развития детей раннего возраста

Публикация «Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания» размещена в разделах

На современном этапе развития общества хотелось бы обратить особое внимание на развитие детей раннего периода развития детей. Во многие дошкольные учреждения ребенок поступает в возрасте 2-3 года. К этому времени он должен иметь определенные навыки. В соответствии с ФГОС ДО ребенка к 3 годам жизни :

- интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

- стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

- владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;

в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;

проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;

любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);

с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

Хотелось бы обратить внимание на этот период развития не только педагогов дошкольных учреждений, но и родителей, главная роль которых в воспитании ребенка не оспорима.

У детей 2 года жизни возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первые обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

На 3 году жизни продолжается целенаправленное изучение предметного мира. В этот период важно помочь ребенку выделить те свойства, которые могут остаться незамеченными. Итак, на 3-м году жизни у ребенка углубляется познание физических свойств предметов, дети узнают, группируют, соотносят предметы по цвету, форме, размеру, начинают сами правильно называть их свойства. То есть формируются сенсорные механизмы, лежащие в основе ориентировочной стороны предметных действий.

Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях ребенок – предмет – взрослый. В конце младенчества ребенок выделяет предмет как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Но за предметом всегда стоит взрослый т. к. ребенок не может самостоятельно открыть свойства предметов и то, как их надо употреблять. Таким образом, на данном этапе, возникает противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно – деловое общение выступает средством ее осуществления.

К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т. е. ребенок все больше подчиняет свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи. Это выражается не только в возрастании количества понимаемых слов, но и в том, что понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения. Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка.

Ведущими достижениями раннего детства являются следующие:

- складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается отношение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

- формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно – образное и наглядно – действенное, возникает воображение и знаково – символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;

- возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

Таким образом, основными направлениями развития детей на третьем году жизни являются:

- становление продуктивного целеполагания;

- развитие речевого общения;

- формирование неагрессивного взаимодействия между детьми.

Придя в детский сад, ребенок сразу попадает в многочисленное детское общество. Л. Н. Галигузова, длительное время изучавшая общение детей раннего возраста, установила, что на третьем году жизни у ребенка еще сохраняется любопытство к сверстнику как к весьма занятному объекту и именно «объекту». Взрослый еще остается более привлекательным для ребенка чем сверстник. Заняться общим делом детям еще трудно. Зато они наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать.

Ребенок входит в мир отношений, он неопытен, очень доверчив. Наша задача помочь ему усвоить основы поведения в этом обществе, заботиться о нем, создать бодрое жизнерадостное настроение.

С целью выполнения данной задачи в нашем дошкольном учреждении созданы условия для адаптации и развития детей первой младшей группы.

Основным и самым успешным фактором адаптации ребенка к дошкольному учреждению является установление контакта между ребенком и педагогом. Во время адаптации в группах раннего возраста работает не только воспитатель, но и педагог – психолог. Для улучшения адаптации организуются консультации с педагогами и родителями.

В группах раннего возраста создается развивающая среда, соответствующая требованиям комфортности и безопасности, способствующая вхождению ребенка в новые для него условия. В нашем дошкольном учреждении игровое оборудование подбиралось с целью пробуждения интереса ребенка к действиям с предметами, удовлетворению познавательной потребности, исследовательским действиям, инициирования взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Предметная среда в группах организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Игровое пространство удобно для малышей, дает им возможность играть как поодиночке, так и в небольшой подгруппе.

Важна в адаптационный период и роль родителей, которые должны понимать, что процесс привыкания к детскому саду должен быть постепенный, чтобы нервная система ребенка оставалась сохранной. Родители должны давать положительную установку на пребывание в группе («Тебя очень ждут ребят и воспитатель», «Вы будете играть в интересные игры» и др.). Поинтересуйтесь жизнью ребенка в детском саду («С кем ты сегодня подружился?», «Какая игрушка тебе понравилась?»).

При работе с детьми раннего возраста образовательная деятельность проводится по подгруппам, что дает возможность воспитателю учитывать не только их возраст, но и уровень развития. Поскольку темп развития у детей разный, то и состав подгруппы в течении года может изменяться. Физиологические и психические особенности определяют содержание и методы воспитания. В процессе работы с детьми учитываются не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка.

2. Закономерности развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь

С наступлением дошкольного возраста дети все чаще познают мир за пределами своей семьи. Общение с окружающими людьми усложняется. Расширяются виды деятельности, для овладения которыми требуется все больше навыков.

Основной тенденцией дошкольного возраста является стремление ребенка быть похожим на взрослых. Сами взрослые далеко не всегда принимают такую позицию ребенка, ограничивая его права в манипулировании различными предметами из домашнего обихода. Это не всегда оправдано, поскольку, подражая взрослым, дошкольник приобщается к общественно полезному труду и обретает самостоятельность.

Детская потребность во всем походить на взрослых проявляется также в сюжетно-ролевых играх - наиболее сложном виде деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Поэтому, когда вы просите своего ребенка что-то сделать, а он занят игрой, поинтересуйтесь, во что он играет. В ходе игр дети часто проигрывают ситуации и роли из реальной жизни. Возможно, игра принесет вашему ребенку больше пользы.

Важная особенность развития детей дошкольного возраста - это роль сверстников. У дошкольников формируются достаточно устойчивые симпатии, их интересует любая совместная деятельность. Общение со сверстниками как с равными себе - это хорошая возможность познать самого себя.

К специфическим продуктивным (изобразительным) видам деятельности дошкольника можно отнести рисование, аппликацию, конструирование и лепка. Каждый раз их результатом становится какой-то продукт, который отражает детские впечатления и жизненный опыт. В процессе создания поделки у ребенка развивается моторика, внимание, память, воображение и другие познавательные навыки.

Особенность развития детей дошкольного возраста - это появление элементов учебной и трудовой деятельности. Учебная деятельность проявляется в умении дошкольника слышать и слушать взрослых, следовать их советам, действовать по определенным образцам и правилам. Работа ребенка заключается в выполнении различных поручений взрослых, детский интерес к которым они должны всячески поощрять. От критики лучше воздержаться - важно поддерживать желание дошкольника трудиться и направлять его стремление правильное русло.

В дошкольном возрасте значительные изменения происходят также в познавательной сфере детей. Образное мышление помогает им, основываясь на непосредственных впечатлениях, устанавливать связи между предметами. Формируются навыки учебной деятельности - они помогут в будущей школьной жизни. Однако умение читать, считать и писать не гарантирует успеха в школе. Важно, чтобы будущий первоклассник в день первого звонка не только нашел зрелость в физическом и социальном отношении, но также достиг соответствующего уровня эмоционально-волевой и интеллектуального развития.

Обучение потребует от ребенка владения элементарными понятиями и определенного запаса знаний о окружающем мире. Кроме того, ребенок должен научиться дифференцировать и обобщать явления и предметы, владеть мыслительными операциями, осуществлять самоконтроль и планирования.

В дошкольном возрасте важно сформировать положительное отношение ребенка к обучению. Для этого нужно развивать способность регулировать свое поведение и проявлять волю при выполнении определенных задач. Это должен быть не просто естественный интерес. Речь идет о формировании глубинной мотивации, благодаря которой ваш ребенок будет сам стремиться овладевать школьными знаниями.

Заключение

Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления, двигательной и эмоционально-волевой.

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.

В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

Список литературы

1. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М., 1988.

2. Воспитание детей раннего возраста / под. ред. Г. М. Ляминой. — М., 1976. — 239 с.

3. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л. Н. Павловой. — М., 1980.

4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб. 1997. — 224 с.

5. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко [и др. ]. — М., 1988. — 415 с.

6. Дошкольная педагогика: в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой [и др. ]. — М., 1988. — Ч 1. — 256 с.

7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А Куликова. — М., 2000. — 416 с.

Публикации по теме:

«Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и образования» Дети — это наша жизнь, смысл нашего существования. Ради них мы живём, радуемся каждому новому движению, слову, высказыванию. Какие все они.

Социальный педагог как субъект решения современных проблем социально-педагогической деятельности Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации.

Что должен уметь ребенок-дошкольник, осваивая программу по изобразительному искусству Что должен уметь ребенок 3-4 лет, осваивая программу по изобразительному искусству Рисование. Изображает отдельные предметы, простые.

Дидактическая игра «Угадай объект» для детей 5–7 лет Цель игры: Развивать умение классифицировать объекты по признакам (по форме, по размеру, по классификационной группе: одежда, мебель,одежда,.

Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок-сочинитель Доклад: «Детская музыкальная деятельность: ребенок- слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок- сочинитель» Подготовила: музыкальный руководитель.

Фотоотчет о посещении музея Бурятского научного центра Со ран в рамках Дня российской наукиФотоотчет о посещении музея Бурятского научного центра Со ран в рамках Дня российской науки 8 февраля отмечается День Российской науки. Наше учреждение - ФГБДОУ "Детский сад комбинированного вида №53" является подведомственным Федеральному.

Образ героя современной мультипликации как объект психологического исследования Хочешь победить врага – воспитай его детей. (Восточная мудрость) Многие психологи считают, что рисунок – это зашифрованный маршрут к тайнам.

Проект «Здоровый ребенок-успешный ребенок»Проект «Здоровый ребенок-успешный ребенок» Актуальность Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребенок характеризуется, прежде всего, гармоничным,.

Проектирование эмпирического исследования по проблеме воспитания патриотизма у старших дошкольников Маракушина Ирина Геннадьевна, доцент, к. пс. н. Фомина Людмила Петровна Северный Арктический федеральный университет имени М. В. Ломоносова.

Выступление на родительском собрании: Консультация для родителей на тему: «Здоровый ребенок — счастливый ребенок!».Выступление на родительском собрании: Консультация для родителей на тему: «Здоровый ребенок — счастливый ребенок!». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дружба» п. Южный. Консультация для родителей на тему: «Здоровый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
Опубликовано: 14 марта 2017 в 23:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зинова (УИ 388798) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД