Папки-передвижки

Проектирование эмпирического исследования по проблеме воспитания патриотизма у старших дошкольников

Людмила Фомина
Проектирование эмпирического исследования по проблеме воспитания патриотизма у старших дошкольников

Проектирование эмпирического исследования по проблеме воспитания патриотизма у старших дошкольников

Маракушина Ирина Геннадьевна, доцент, к. пс. н.

Фомина Людмила Петровна

Северный Арктический федеральный университет

имени М. В. Ломоносова

г. Архангельск

Проектирование эмпирического исследования по проблеме воспитания патриотизма у старших дошкольников

Публикация «Проектирование эмпирического исследования по проблеме воспитания патриотизма у старших дошкольников» размещена в разделах

Актуальность проблемы патриотического воспитания в современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО основана на необходимости обновления содержания воспитания и образования, форм и методов их реализации. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование закреплено в новом качестве – уровне общего образования.

В настоящее время поставлены вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях неспокойной политической обстановки и меняющегося мира. Для детского сада возникла актуальная необходимость вернуться к родным истокам и корням, к истокам родного беломорского севера, его истории. Важными были и есть понятия «Родина», «родной край», «любимый город», которые возбуждают чувство гордости за малую родину и побуждают любовь к Отчизне. В. А. Сухомлинский утверждал, что «есть святыни, которые ни с чем невозможно ни сопоставлять, ни сравнивать. Это – Родина, Отечество, сыновняя верность, преданность земле, где ты родился и осмыслил себя, народу, который вскормил и взрастил тебя», что «начинать познание мира надо с того, что близко – с семьи, с родного очага, с судьбы деда и прадеда, с орденов и медалей, с пожелтевших от времени грамот и благодарностей» [7].

Филатова Л. В. отметила, что в ракурсе философско-жизненных проблем, отражаемых педагогических наукой и стимулирующих уточнение ее категориального аппарата, воспитание есть приобщение человека к ценностям, являющихся аксиологической формой культуры. Воспитание как приобщение детей дошкольного возраста к ценностям создает условия к их восхождению к культуре как опыту деятельности [9].

Дошкольная организация является идеальным местом по созданию условий для воспитания и развития личности маленького патриота. Применяя новые подходы к решению актуальной задачи патриотического воспитания мы решим вопросы социальной адаптации ребенка, создадим предпосылки становления личности.

Формирование патриотизма дошкольников проходит через накопление представлений о стране, малой родине, государственных символах, праздниках, развивающих у ребенка чувства любви и привязанности к Отечеству. Одной из задач будет стоять приобщение ребенка к культуре русского народа и северным традициям. Т. С. Буторина пишет: «Приобщение детей к познанию основ наук, а также сущности красивого, прекрасного позволяет сформировать у них понимание ценности Земли, Природы, Человека, Матери, Семьи, благодаря чему происходит становление патриота, гражданина России, поэтому главной задачей школы и семьи является воспитание у детей любви к родному краю, его культуре» [1].

Филатова Л. В. в кандидатской диссертации доказала, что формирование представлений детей о Родине, об Отечестве и развитие у них опыта совершения поступков-слов и поступков-дел достигается за счет использования воспитателем спонтанно возникающих или преднамеренно создаваемых ситуаций морального выбора [9].

Рассмотрим кратко содержание одного из основных понятий нашего исследования : «патриотизм», «патриотическое воспитание».

Патриотизм : нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии [11].

Патриотизм : (от греч. patriotes - соотечественник, patris – родина, любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям [7].

Кокуева Л. В. характеризует патриотизм дошкольника как желание ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне. Сущность патриотического воспитания заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Патриотическое воспитание у ребенка старшего дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими [6].

По мнению С. А. Козловой, любовь к Родине включает заботу об интересах и исторических судьбах; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом) [5].

Воспитание патриотизма у старших дошкольников ориентировано на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, а содержание патриотического воспитания ориентировано на воспитание любви и уважения к малой родине, ее истории и культуре, формирование чувства гордости за людей, живущих на русском севере, их достижения и успехи, привитие интереса к явлениям социальной жизни, доступных возрасту. Кокуева Л. В. отмечает, что детей необходимо знакомить с детским садом, городом (селом, приобщать к культурному наследию, приобщать к наблюдению за природой родного края. Филатова Л. В. доказала, что формирование мотивов, побуждающих ребенка к совершению поступков-слов и поступков-дел как важные составляющие патриотического воспитания, а формирование опыта реализации ребенком отношений, адекватных содержанию понятия «патриотизм», определяет содержательную сторону поступков-слов и поступков-дел ребенка.

Исследование вопроса воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста изучается педагогами и психологами в области дошкольной педагогики. Царегородцева Л. А. выделяет основные ориентиры содержания патриотизма : воспитание любви и уважения к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формирование чувства гордости за достижения страны, любви и уважения к армии, гордости за мужество воинов, развитие интереса к доступным ребенку явлениям общественной жизни [10].

Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии и переосмысления в воспитательно-образовательной деятельности дошкольной организации. В. А. Сухомлинский говорил: «Родина начинается с чего-то маленького, как будто бы невзрачного и неприметного… Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества. Смысл нашего патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в нашу душу, волнует нас, как первый животворный источник, с которого каждый из нас начинался» [8].

По мнению А. К. Быкова «патриотическое воспитание» - это воспитание в широком социальном смысле, включая воздействие общества на человека, т. е. происходит отождествление воспитания с социализацией; это воспитание в широком педагогическом смысле как целенаправленное и осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; это воспитание в узком педагогическом смысле как педагогическая работа в целях формирования у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений, решение конкретных воспитательных задач [2].

В Государственной программе Патриотическое воспитание граждан РФ» было отмечено, что «патриотическое воспитание» - это составная часть общего воспитательного процесса по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы. Цель патриотического воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [3].

Эмпирическое исследование результативности патриотического воспитания дошкольников будет осуществляться в соответствии с требованиями современной методологии, направлено на подтверждение выдвинутой гипотезы, реализацию поставленных задач и выявление эффективности разработанной технологии по формированию и выявлению патриотичности у старших дошкольников в современных условиях образовательной организации. Базой исследования станет Детский сад № 19 «Зоренька» САФУ им. М. В. Ломоносова г. Архангельска.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста способствует соблюдение следующих условий: обогащение представлений детей о малой родине и Отечестве, использование ресурсов среды дошкольной образовательной организации, организация взаимодействия с родителями. Предполагается, что воспитание детей старшего дошкольного возраста в духе патриотизма будет более успешным, если будет:

1. Учитываться гражданская идентичность ребенка-дошкольника при организации патриотического воспитания на основе пяти образовательных областей ФГОС ДО, каждая из которых описывает степень выраженности патриотических чувств, знание традиций и культуры родного края, характер представлений о себе как о гражданине России, развития культуры межнационального общения и толерантности.

2. Разработана и апробирована концептуальная модель региональной программы «Северята» по ознакомлению с малой родиной в условиях русского севера как фактор патриотического воспитания старших дошкольников.

Перспективный план эмпирической части

Таблица 1 - Программа экспериментальной работы по воспитанию патриотизма у дошкольников

Этап Задачи Методы исследования Ожидаемые результаты

Констатирующий

1) подготовить характеристику базы исследования;

2) изучить проявление патриотизма у старших дошкольников экспериментальной группы

3)Определить цели, задачи, содержание, формы и методы по воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы детского сада 1)Изучение литературы и других источников

2) метод диагностических ситуаций, беседа, проективная методика (рисунок)

1) Характеристика базы исследования;

2) Характеристика проявления патриотизма у старших дошкольников

3)Характеристика исходного уровня старших патриотизма дошкольников экспериментальной группы

Формирующий Реализовать на практике работу по проверке эффективности условий воспитания патриотизма у старших дошкольников Эксперимент, наблюдение

Характеристика хода формирующего эксперимента

Контрольный 1) Выявить уровень сформированности знаний о малой родине, патриотизма у старших дошкольников в конце экспериментальной работы.

2) На основе сравнения результатов, полученных на разных этапах исследования, оценить результативность проведенной работы по воспитанию патриотизма у старших дошкольников

Метод диагностических ситуаций, беседа, проективная методика (рисунок)

1)Характеристика сформированности патриотизма у старших дошкольников экспериментальной группы в конце экспериментальной работы.

2)Наличие положительной динамики в формировании патриотизма старших дошкольников.

Методы исследования используемые на этапе формирующего эксперимента будут представлены в виде обобщения и систематизации материала, оформления исследования; будут наглядно представлены методы компьютерной обработки результатов эксперимента.

Для выявления уровня сформированности у детей знаний о нашей Родине, нами была разработана анкеты для детей, педагогов, родителей. Для реализации экспериментальной программы нашего исследования будут использованы разнообразные организационные формы: беседы с детьми, непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, праздники и развлечения, концерты перед ветеранами Великой Отечественной войны, подготовка к мероприятиям патриотического содержания и др.

На формирующем этапе эксперимента планируется апробирование программы патриотического «Северята» (ознакомление старших дошкольников с малой родиной, которая составлена с учетом регионального компонента. В ходе реализации программы дети познакомятся с мастерами и ремеслами: каргопольской глиняной игрушкой, соломбальскими и холмогорскими козулями, холмогорской резьбой по кости, плетением из корней лозы, бересты, соломы, росписью и резьбой по дереву. Знакомство с изделиями мастеров и народных промыслов вызовет желание сделать такую же вещь своими руками. Дети почерпнут большую информацию о северном регионе, о быте, о мастерах. Дети познакомятся с историей старого и нового Архангельска, знаменитыми людьми Архангельской области.

Для реализации общей стратегии патриотического воспитания старших дошкольников нами будет использован большой потенциал новых информационных технологий, что позволит создать большие возможности для воспитательно-образовательной среды : воспитательное и образовательное пространство. Данная система на базе информационных технологий даст возможность продуктивно, эффективно и результативно решать задачи по патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях Детского сада № 19 «Зоренька».

Одной из основных задач патриотического воспитания дошкольников, стоящих перед нами в процессе реализации экспериментальной программы «Северята». Цель программы: воспитание у воспитанников любви к малой родине, чувства гордости за Родину. В связи с этим, в ходе различных мероприятий дети научатся:

знать название области, города; оперировать ими в речи;

иметь представления о сезонных изменениях в условиях Крайнего Севера,

называть не менее 2 растений и животных родного края;

иметь представления о народных промыслах, народных традициях, фольклоре Севера; узнавать предметы культуры и быта, выделять их среди прочих;

узнавать по фотографиям северных писателей и их произведения, выдающихся людей Севера-прошлого и настоящего;

с гордостью рассказывать о героических людях нашего города и области.

Таким образом, формирование патриотического воспитания дошкольников должно быть направлено на изучение малой родины, ее истории и культуры, формирование чувства гордости за людей, живущих на русском севере, их достижения и успехи, привитие интереса к явлениям социальной жизни.

Литература

1. Буторина Т. С. Педагогическая регионология: Учебное пособие. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2003. – 91 с.

2. Горбунов В. С. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования [Электронный ресурс] : - Режим доступа: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-usloviyah-gorodskoy-sistemy-obrazovaniya (дата обращения 17.11.2015).

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://bda-expert.com/2015/04/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federacii-na-2016-2020-gody-proekt/ (дата обращения 17.11.2015).

4. Голованова Н. Е. Общая педагогика. — СПб., 2005. — С. 182.

5. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М. : Педагогика, 1988. - С. 78.

6. Кокуева Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста : Дис. канд. пед. наук: Ярославль, 2002. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL : https://www.lib.ua-ru.net/ ( дата обращения: 05.11.2015).

7. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://dic.academic.ru/ (дата обращения 17.11.2015).

8. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям). – Минск: «Нар. асвета», 1978. – 287 с.

9. Филатова Л. В. Педагогические условия воспитания патриотизма ребенка в дошкольном образовательном учреждении. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-patriotizma-rebenka-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezh#ixzz3t4CelfEnhttps://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-patriotizma-rebenka-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezh/ ( дата обращения: 01.12.2015).

10. Царегородцева Е. А. К вопросу о воспитании патриотических чувств у старших дошкольников // В сборнике : Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности Гл. редактор Широков О. Н. ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»; «Харьковский государственный педагогический университет имени Г. С. Сковороды»; «Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова»; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2014. С. 80-84.

11. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экологического воспитания Цель. Развивать познавательный интерес у дошкольников к экспериментально-исследовательской деятельности. Воспитание экологического сознания.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников В наше время необходимо воспитать ребёнка гражданином, патриотом, знающим и любящим свою Родину. Но эта задача сегодня не может быть успешно.

Методическое пособие с использованием ТРИЗ-технологии для музыкального воспитания старших дошкольников «Музыкальный паровоз»Методическое пособие с использованием ТРИЗ-технологии для музыкального воспитания старших дошкольников «Музыкальный паровоз» Триз-технологии вошли уже давно в дошкольное образование, но я, как начинающий педагог, искала пути использования этих технологий применительно.

Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников. Воспитатель МАДОУ № 5» МОРЯЧОК» г. ГЕЛЕНДЖИКА.

Проблема гендерного воспитания старших дошкольников Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Мастер-класс «Проектирование системы духовно-нравственного воспитания» С. Г. Асламова С. В. Лепешкина И. В. Пингина Проектирование системы духовно-нравственного воспитания The design of the system of spiritual-moral.

Роль семейного воспитания в формировании чувства гражданственности и патриотизма Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. Ш. Л. Монтескье Дошкольный возраст – фундамент.

Семинар «Основы православной культуры как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»Семинар «Основы православной культуры как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников» еминар: «Основы православной культуры, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников» Павлова Е. Н., зам. директора.

Статья «Инновационная деятельность в ДОО по проблеме поликультурного воспитания» Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать культуру своего народа. Особенно остро.

Воспитание патриотизма у старших дошкольников посредством ознакомления с космической историей аэродрома КряжВоспитание патриотизма у старших дошкольников посредством ознакомления с космической историей аэродрома Кряж В этом году отмечалась очень важная дата в истории всего человечества – 55 годовщина первого полёта человека в космос. День космонавтики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование эмпирического исследования по проблеме воспитания патриотизма у старших дошкольников
Опубликовано: 26 декабря 2016 в 12:35
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД